Меню
Главная Документы Отчёты Публичный доклад об итогах деятельности ГУО Администрации города Абакана в 2018 году

Публичный доклад об итогах деятельности ГУО Администрации города Абакана в 2018 году

29.03.2019 ГУО

Публичный доклад об итогах деятельности Городского управления образования Администрации города Абакана в 2018 году

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Характеристика социально-экономического развития города Абакана

Цели и задачи муниципальной системы образования

Особенности структуры муниципальной системы образования

Обеспечение доступности и качества дошкольного образования

Обеспечение доступности и качества общего образования

Обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей

Обеспечение благополучного и защищённого детства

Условия обучения и эффективность использования ресурсов

Кадровый потенциал муниципальной системы образования

Государственно-общественные формы управления, независимая оценка качества образования

Цели и задачи Городского управления образования Администрации г. Абакана на 2019 год

Введение

Деятельность Городского управления образования Администрации города Абакана (далее – ГУО), муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных ГУО, в 2018 году была направлена на обеспечение государственных гарантий граждан на получение общего и дополнительного образования, повышение качества образовательной деятельности, эффективное функционирование муниципальной системы образования.

Реализация данных направлений деятельности строилась в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом Республики Хакасия от 05.07.2013 № 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия», государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.», Стратегическим планом социально-экономического развития муниципального образования город Абакан до 2021 года, муниципальной программой «Развитие образования в городе Абакане на 2017-2020 годы» и другими документами федерального, регионального и муниципального уровней.

При подготовке доклада использовались данные мониторинга результатов деятельности всех образовательных учреждений. В целях определения эффективности работы муниципальной системы образования использовался сравнительный анализ результатов работы за последние годы.

Настоящий доклад подготовлен в целях широкого информирования общественности об основных результатах, направлениях и проблемах функционирования и развития муниципальной системы образования города Абакана.

Характеристика социально-экономического развития Абакана

Абакан – столица Республики Хакасия, современный город с развитой инфраструктурой и городской экономикой, имеющий большие возможности для развития человеческого и экономического потенциала. Абакан является политическим, промышленным, финансовым, научным и культурным центром Республики Хакасия, на его территории находятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти республики.

Населенный пункт географически расположен в устье одноименной реки, которая впадает в Енисей. Расстояние до Москвы составляет 3390 км. Площадь Абакана составляет 112,38 км².

Абакан выгодно выделяется на фоне других городов Сибирского федерального округа по уровню и динамике темпов жилищного строительства, инвестиционной активности, развитию сферы работ и услуг, которые свидетельствуют об активных процессах социально-экономического развития.

В Абакане работают предприятия и организации различных форм собственности. Лидирующие позиции в отраслевой структуре экономики Абакана занимают торговля, сфера услуг, финансовый сектор и промышленное производство. Традиционными отраслями промышленности являются производство пищевых продуктов, энергетика и машиностроение.

Значительную роль в экономике города Абакана играют субъекты малого и среднего предпринимательства. Основная доля предпринимательского сектора экономики представлена предприятиями в сфере торговли, услуг и общественного питания.

В соответствии с данными, представленными Управлением Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва, численность постоянного населения города Абакана на 01.01.2019 года составила 186 219 человек и увеличилась за 2018 год на 2 051 человек, или на 1,1%.

Среди показателей, характеризующих уровень жизни населения, можно отметить денежные доходы населения и среднемесячную заработную плату. Основным источником доходов населения остается заработная плата.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в крупных и средних организациях (без выплат социального характера) в январе-ноябре 2018 года составила 43 897,9, руб. и выросла по сравнению с соответствующим периодом 2017 года на 9,3%, при этом она обеспечила 4,1 прожиточных минимума трудоспособного населения.

Среднесписочная численность работающих в крупных и средних организациях города Абакана (без внешних совместителей) в ноябре 2018 года по сравнению с ноябрем 2017 года увеличилась на 2,2% и составила 45,5 тыс. человек.

На 01.01.2019 состояли на учете не занятые трудовой деятельностью 1158 человек (на 01.01.2018 – 1439 человек), из них 1028 человек имели статус безработного, в том числе 877 человек получали пособие по безработице. Уровень безработицы составил 1,2% от экономически активного населения (на конец 2017 года – 1,4%). Работодателями города заявлено о потребности в 884 работниках с оплатой труда выше прожиточного минимума в Республике Хакасия (на конец декабря 2017 года – 1425 работниках), в том числе по рабочим профессиям – 474 (на конец декабря 2017 – 600).

Абакан - город с планово развивающейся социальной инфраструктурой, в котором жилье и объекты социально-культурного назначения строятся в соответствии со Стратегическим планом социально-экономического развития города Абакана до 2021 года.

За счет всех источников финансирования в 2018 году в городе Абакане построено жилых домов общей площадью 97,4 тыс. м2, что на 26,8% меньше показателя 2017 года. В том числе индивидуальные застройщики построили жилые дома общей площадью 34,0 тыс. м2, что на 41% больше прошлого года. Общая площадь жилых домов, введенных в эксплуатацию в городе за 2018 год, составила 51,3% в общем объеме жилья, введенного в эксплуатацию в республике.

Город Абакан уже более 10 лет последовательно воплощает в жизнь лозунг: «Каждый год - по детскому саду». 2018 год – начало строительства двух новых детских садов на 300 мест и продолжение строительства новой школы на 1000 мест.

Цели и задачи муниципальной системы образования

Деятельность ГУО, муниципальных бюджетных образовательных учреждений в 2018 году была направлена на решение следующих основных задач:

  • 1) обеспечение доступности и качества образовательных услуг, создание условий обучения и развития для детей с разными образовательными потребностями;
  • 2) максимальное использование воспитательного потенциала муниципальной системы образования, обеспечение эффективных условий для духовно-нравственного, гражданского становления и социализации детей;
  • 3) обеспечение эффективного развития дополнительного образования детей, системы выявления, развития и поддержки одаренных детей;
  • 4) совершенствование условий для обеспечения безопасности, сохранения и укрепления здоровья детей;
  • 5) реализация эффективной модели защиты прав и интересов детей;
  • 6) совершенствование условий для устойчивого развития кадрового потенциала муниципальной системы образования;
  • 7) расширение применения информационно-коммуникационных технологий в сфере образования;
  • 8) реализация эффективных механизмов оценки качества образовательной деятельности.

 Результаты, достигнутые за отчетный период, обеспечены совместными усилиями Администрации города Абакана, ГУО, муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных ГУО.

Особенности структуры муниципальной системы образования

Сеть муниципальных бюджетных учреждений, подведомственных ГУО, на конец 2018 г. - это:

 - 45 муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждения (далее – детские сады);

 - 23 муниципальных общеобразовательных учреждения (далее – школы);

 - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Абакана «Центр детского творчества» (далее – Центр детского творчества);

 - Муниципальное бюджетное учреждение города Абакана «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (далее – Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).

В 2018 г. на базе муниципальных учреждений, подведомственных ГУО, действовали 5 муниципальных Центров для детей с разными образовательными запросами и потребностями: Центр развития одаренных детей, Центр профессионального самоопределения школьников, Центр поликультурного образования, Центр технического конструирования, изобретательства и моделирования, Центр инклюзивного образования. Услугами данных Центров имеют возможность воспользоваться все дети Абакана и их родители (законные представители).

Обеспечение доступности и качества дошкольного образования

За последние 5 лет в детских садах Абакана создано 2183 новых места, что стало возможным, прежде всего, благодаря открытию детских садов: «Капитошка», «Варенька», «Добрыня», «Настенька». В 2018 г. муниципальная сеть дошкольного образования пополнилась ещё двумя детскими садами, переданных в собственность муниципального образования город Абакан решением Филиала ОАО «РЖД». В них, в соответствии с постановлениями Администрации г. Абакана от 10.10.2018 №№ 1758, 1759, созданы новые муниципальные детские сады: «Матрешка» (ул. Пушкина, 141) и «Дениска» (ул. Журавлева, 6).

Всего в 2018 г. в 45 детских садах получали услугу 12177 чел. (2017 г. – 11686 чел., 2016 г. – 11 324 чел.). Показатель охвата различными формами дошкольного образования детей в возрасте от 0 до 3 лет в 2018 г. составил 28,8% (в 2017 г. – 27%), от 3 до 7 лет - 100%. Увеличение количества мест для детей до 3 лет в детских садах в 2018 г. связано также с открытием групп кратковременного пребывания:

 

год

количество групп кратковременного пребывания (ед.)

количество детей, посещающих группы кратковременного пребывания (чел.)

2016

60

871

2017

64

909

2018

70

996

 

Родительская плата в муниципальных детских садах Абакана составляла в 2018 году 2370 руб. при 12-часовом режиме пребывания ребенка в дошкольном учреждении, 691 руб. – при кратковременном режиме пребывания.

В 9 семейных группах в 2018 г. воспитывалось 27 детей.

В городе созданы условия для функционирования негосударственного сектора дошкольного образования. Это 8 негосударственных дошкольных учреждений, в том числе 2 детских сада, подведомственных РАО «РЖД», которые посещали 472 ребенка (в 2017 г. – 10 учреждений, 758 детей, в 2016 г. - 10 учреждений, 745 детей). Частные детские сады «Счастливый ребенок», «Мамонтенок», «Цветик-семицветик» и «АБВГДейка» действуют в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности.

Во всех детских садах Абакана в 2018 г. организована консультативная помощь родителям (законным представителям), обеспечивающим получение детьми, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, дошкольного образования в форме семейного образования. Действуют консультационные бюро и пункты для родителей, услугами которых в течение года воспользовались более 2000 родителей (законных представителей).

В 2018 г. получила развитие услуга по постановке детей на учет для получения направления в детский сад в электронном виде. Родители (законные представители), зарегистрированные на портале государственных услуг, в отчетном году активнее использовали эту возможность. В 2018 г. данной услугой воспользовались 706 родителей (в 2017 г. – 546 чел., в 2016 г. – 304 чел.).

В 2018 г. все дети дошкольного возраста обучались в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Повышению качества дошкольного образования способствует инновационный режим работы:

5 детских садов («Иванушка», «Капитошка», «Машенька», «Радуга», «Огонек») - экспериментальные площадки Федерального института развития образования, участвующие в апробации программы «Мир детства: конструирование возможностей», направленной на проектирование социальной ситуации развития детей 3-7 лет;

24 детских сада («Умка», «Калинка», «Кристаллик», «Чайка», «Ивушка», «Теремок», «Мастерок», «Дельфин», «Василек», «Колокольчик», «Светлячок», «Добрыня», «Мечта», «Сказка», «Золушка», «Аленка», «Машенька» , «Зоренька», «Иванушка», «Ёлочка», «Золотой ключик», «Санаторный», «Аленький цветочек») участвуют в апробации федеральной программы дошкольного образования «Тропинки».

Обеспечение доступности и качества общего образования

В Абакане наблюдается стабильный рост получателей услуги по реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, что связано с демографическими и миграционными процессами.

В течение 2018 г. в шестом микрорайоне первого жилого района Абакана велось активное строительство новой школы на тысячу мест, открытие которой будет способствовать решению актуальной задачи создания новых учебных мест в одном их быстроразвивающихся районов Абакана.

Запрос горожан на получение детьми образования повышенного уровня удовлетворялся в 21 школе Абакана, где в 2018 г. на уровне основного общего образования (5-9 классы) реализовывались программы углубленного изучения отдельных предметов: русского языка, математики, обществознания и др. (охват школьников – 43%). Наиболее востребованным профилем обучения на уровне среднего общего образования (10-11 класс) стал естественнонаучный профиль с углубленным изучением математики, физики, информатики, химии, биологии (в школах №№ 1. 9, 10, 12, 19, 20, 24, лицее). Востребованы у абаканских старшеклассников социальный профиль (23%), социально-экономический (21%), социально-гуманитарный (14%), профильные классы инженерно-технологического направления сформированы в лицее, школах №№ 1, 20. Впервые в 2018 г. в муниципальной системе образования открыт сетевой профильный энергетический класс, который действует на основе соглашений между школами Абакана (№№ 12, 20, 26, 9, лицей), Хакасским техническим институтом-филиалом СФУ и Сибирской генерирующей компанией.

В 2018 г. продолжена работа по внедрению моделей дистанционного образования. 927 учеников 1-11 классов (в 2017 г. – 784 чел.) успешно осваивали сетевые курсы по 12 общеобразовательным предметам в Информационной образовательной среде «Мобильная Электронная Школа». Работу школьников с данным ресурсом сопровождали 329 сетевых абаканских педагогов (в 2017 г. – 278 педагогов).

О качестве образовательной деятельности школ Абакана свидетельствуют результаты оценочных процедур разного уровня. Школьники Абакана в соответствии с всероссийским графиком мониторинга качества образования на 2018 год приняли участие во Всероссийских проверочных работах (далее - ВПР) по русскому языку, математике, окружающему миру (4 класс), по математике (5, 6 классы). Полученные результаты свидетельствуют о том, что 100% обучающихся Абакана справились с работой, более 81% показали хорошие и отличные результаты (в 2017 г. – 68%).

О росте качества образования свидетельствуют результаты государственной итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов в 2018 г.

В 2018 г. государственная итоговая аттестации в 9-х классах проводилась по 12 общеобразовательным предметам. Общее количество девятиклассников Абакана, принимавших участие в государственной итоговой аттестации, - 1721 чел. (2017 г. – 1564 чел., 2016 г. - 1542 чел.). Девятиклассники сдавали 4 экзамена (русский язык и математика) и 2 экзамена по выбору выпускника, среди которых наиболее популярен экзамен по обществознанию, который, как и в прошлом году, выбрали 63% девятиклассников. Стабильно высок выбор таких предметов, как информатика и ИКТ – 33% (в 2017 г. - 31,3%), география – 28% (в 2017 г. - 27%), биология –26% (в 2017 г. - 24%).

Город Абакан, как и в прошлом году, лидирует в рейтинге муниципалитетов Республики Хакасия по итогам основного государственного экзамена (ОГЭ, 9 классы). Результаты участия выпускников 9 классов в государственной итоговой аттестации 2018 года по обязательным предметам в форме основного государственного экзамена в целом выше, чем в среднем по Республике Хакасия:

 

 

Русский язык

Математика

город

Абакан

Республика Хакасия

город

Абакан

Республика Хакасия

2017 год

2018

год

2017 год

2018

год

2017 год

2018 год

2017 год

2018 год

Значение средней оценки

4,30

4,36

4,13

4,20

3,91

3,98

3,87

3,85

Результаты повышенного и высокого уровня (%)

87,09

87,13

80,27

80,59

67,20

74,37

67,10

67,04

 

В 2018 г. 39 % выпускников 9-х классов поступили в учреждения среднего профессионального образования (в 2017 г. – 38%), 58 % выпускников 9-х классов продолжили обучение в 10-х классах школ Абакана, из них 71 % - по программам углубленного и профильного обучения.

Государственная итоговая аттестация в 11-х классах проводилась по 13 общеобразовательным предметам. В государственной итоговой аттестации 2018 года в форме единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) приняли участие 888 выпускников 11-х классов (в 2017 г. – 734 чел.). 100% выпускников успешно прошли государственную итоговую аттестацию и получили аттестаты о среднем общем образовании.

Результаты абаканских одиннадцатиклассников выше, чем в среднем по Республике Хакасия, об этом свидетельствует средний тестовый балл по обязательным предметам единого государственного экзамена:

 

 

Средний тестовый балл ЕГЭ по русскому языку

Средний тестовый балл ЕГЭ по математике (профильный уровень)

 

город

Абакан

Республика Хакасия

город

Абакан

Республика Хакасия

 
 

ГИА-2016

69,50

67,61

50,84

46,52

 

ГИА-2017

72,24

68,67

50,96

47,53

 

ГИА-2018

73,72

71,12

52,96

49,70

 

 

В 2018 году 92,66% выпускников 11-х классов из числа сдававших экзамен по математике на базовом уровне показали высокие и повышенные результаты (в 2017 г. - 88,94%).

В республиканском перечне «15 общеобразовательных организаций Республики Хакасия, лидирующих по результатам ЕГЭ-2018», сразу 8 образовательных учреждений Абакана: гимназия, школы №№ 19, 1, 12, 10, лицей, школы №№ 26, 9.

К позитивным результатам государственной итоговой аттестации 2018 г. следует также отнести следующие:

 - выпускники 2018 г. показали 5 наивысших результатов (100 баллов) - по русскому языку – 1 выпускник гимназии, по физике – 1 выпускник гимназии, по информатике - 1 выпускник школы № 25, по обществознанию - 1 выпускник гимназии, по литературе - 1 выпускник школы № 1;

 - 16,34% выпускников сдали ЕГЭ с результатом 81-100 баллов (в 2017 г. – 15,78%);

 - 15,1% выпускников награждены медалью «За особые успехи в учении» (в 2017 г. – - 14,3%);

- 29 абаканских выпускников (из 42 по Республике Хакасия) по итогам единого государственного экзамена, с учётом достижений в научно-исследовательской, творческой деятельности и спорте награждены медалью «Золотая надежда Хакасии»;

 - абаканские выпускники впервые приняли участие в ЕГЭ по испанскому языку и показали результат повышенного уровня (от 61 до 80 баллов).

 В 2018 г. продолжено решение комплекса задач по совершенствованию коррекционно-развивающей образовательной среды. Детские сады «Кристаллик» и «Рябинушка» приняли участие в реализации «Комплекса мер по формированию современной инфраструктуры служб ранней помощи в Республике Хакасия на 2018-2019 год». На средства, предоставленные Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в объёме 2324,0 тыс. руб., с целью ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и семьям, их воспитывающим, приобретено новое оборудование: специализированные программно-технические комплексы педагога-психолога и логопеда, средства обучения для детей с аутизмом и др.

В детских садах Абакана реализуются адаптированные образовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие квалифицированную коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников. В 2018 г. данную услугу получали 2289 детей-дошкольников с особыми образовательными потребностями, из них 153 ребенка-инвалида (в 2017 г. - 2349 детей-дошкольников с особыми образовательными потребностями, из них 146 детей-инвалидов; в 2016 г. – 2185 детей, из них 141 ребенок-инвалид). Направления адаптированных образовательных программ дошкольного образования разнообразны:

- для детей с нарушениями речи в 38 детских садах функционируют 78 групп компенсирующей направленности и 13 групп комбинированной направленности, в которых воспитываются 2186 детей (в 2017 г. – в 35 детских садах 85 групп, 2050 детей);

- в детском саду «Журавлик» для детей с нарушением зрения открыто 8 групп компенсирующей направленности, которые посещают 144 ребенка (в 2017 г. – 8 групп, 133 ребенка), 1 группа для 8 детей с расстройствами аутистического спектра (в 2017 г. - 1 группа, 8 детей);

- в детском саду «Орленок» для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата функционируют 4 группы компенсирующей направленности полного дня, которые посещают 42 ребенка (в 2017 г. – 4 группы, 40 детей) и 4 группы кратковременного пребывания, которые посещают 24 ребенка (в 2017 г. – 4 группы, 24 ребенка);

- в детских садах «Санаторный» и «Огонек» созданы особые условия для 270 детей с туберкулезной интоксикацией;

- в детском саду «Василек» работает 2 группы кратковременного пребывания для психолого-педагогического и социального сопровождения 10 детей с ограниченными возможностями здоровья по типу «Лекотека» (игротека для детей-инвалидов).

С целью обеспечения адекватных условий и равных возможностей для получения детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья общего образования в школах созданы условия для инклюзивного образования, для обучения в отдельных классах по адаптированным образовательным программам, для обучения детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

В 2018 г. индивидуальные программы реабилитации и адаптации детей-инвалидов реализованы в отношении 380 школьников (в 2017 г. – 382 ребенка). По адаптированным образовательным программам для детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанным с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, обучалось 507 чел. (в 2017 г. - 359 чел.), в том числе 277 детей (в 2017 г. - 257 детей) из числа имеющих нарушения в интеллектуальном развитии (школы №№ 17, 27), 78 чел. (в 2017 г. - 56 чел.) из числа детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата (школа № 27).

Для 143 детей в 2018 г. освоение образовательных программ общего образования осуществлялось посредством организации индивидуального обучения на дому (2017 г. – 66 чел.).

Важное место в коррекционно-развивающем пространстве города занимает муниципальный Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, на базе которого организована работа психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). В течение 2018 г. на основе проведения комплексного диагностического обследования детей и определения специальных условий для получения ими образования организована помощь 1751 ребенку (в 2017 г. – 1606 детям). Для 1500 детей, их родителей и педагогов в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи проведены групповые и индивидуальные консультации специалистов: логопеда, дефектолога, психолога, социального педагога.

На базе школы № 24 в 2018 г. продолжил работу муниципальный Центр инклюзивного образования: в течение года проведено 27 методических семинаров по вопросам инклюзивного образования с участием 850 педагогов детских садов и школ, организованы занятия в сенсорной комнате Центра для 1093 чел. (в 2017 году - 967 чел.), проведено 369 групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих мероприятия. Впервые в 2018 г. состоялась муниципальная олимпиада среди детей с ограниченными возможностями здоровья - воспитанников подготовительных групп детских садов, в которых реализуются адаптированные программы для детей нарушениями речи, в олимпиаде приняли участие более 150 воспитанника в возрасте от 6 до 7 лет.

По-прежнему важным направлением деятельности является обеспечение права детей коренной национальности на изучение родного языка. За последние 5 лет в 2 раза увеличилось количество детских садов, в которых изучается хакасский язык, с 579 чел. в 2014 г. до 2028 чел. в 2018 г. выросло число дошкольников, которым предоставлена такая возможность. Группы с изучением хакасского языка создаются во всех вновь открывающихся детских садах Абакана. Отмечается значительное увеличение числа школьников, имеющих возможность и желание изучать государственный язык Республики Хакасия: с 1644 чел. в 2014 г. до 3559 чел. в 2018 г.

Работа по организации изучения хакасского языка и удовлетворению этнокультурных образовательных потребностей продолжена в школах в разных формах: в рамках учебного предмета - 25%, в рамках внеурочной деятельности ФГОС - 63%, на факультативных занятиях и в специально организованных кружках и студиях – 12%. В 2018 г. национальные классы действовали в трех школах Абакана: школах №№ 20, 22 и 24.

В течение года реализован цикл мероприятий, направленных на сохранение и развитие хакасского языка. 4 сентября 2018 года, в День хакасского языка, более 22 тысяч школьников стали участниками муниципальной акции «Изеннéр! - Здравствуйте!», этой дате республиканского календаря был посвящен муниципальный семейный фестиваль «Родной язык – душа народа», в котором приняли участие более 250 чел. На базе муниципального Центра поликультурного образования (школа № 22) продолжила работу Школа выходного дня для горожан, желающих изучать хакасский язык.

В рамках деятельности муниципального Центра профессионального самоопределения школьников, действующего на базе Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, успешно решается задача формирования у детей позитивных жизненных ориентиров и планов, профессионального самоопределения, обозначенная в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В 2018 г. В конкурсных мероприятиях Центра профессионального самоопределения в 2018 г. приняли участие свыше 2500 школьников, в работе профориентационной площадки «Территория выбора» приняли участие почти 1000 учащихся и родителей (законных представителей). В ходе реализации профориентационных программ «Узнай свою профессию» продолжено сетевое взаимодействие с вузами и предприятиями города. В 2018 г. 67 старшеклассников Абакана (в 2017 г. – 60 чел.) параллельно с обучением в школе обучались в учреждениях среднего профессионального образования с целью получения рабочей профессии по направлениям «Электромонтер», «Водитель внедорожных транспортных средств», «Монтажник сантехнических систем», Электросварщик», «Основы предпринимательства».

Обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей, повышение воспитательного потенциала образовательной деятельности

Программы дополнительного образования детей успешно реализуются в Центре детского творчества, детских садах и школах. Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет, занятых дополнительным образованием в учреждениях, подведомственных ГУО, составил в 2018 году 77%.

Новым направлением работы по реализации программ дополнительного образования стал кластерный подход. В 2018 г. на основе взаимодействия с учреждениями, подведомственными Управлению культуры, молодежи и спорта Администрации города Абакана, действовали территориальные образовательные кластеры: «Туризм – путь к здоровью» (школа № 25 и Детская юношеская школа по спортивному туризму), «Через ГТО - к спорту» (школа № 24 и 7 спортивных школ Абакана), территориальный образовательный кластер жилого района «Нижняя Согра» (школа № 7, детский сад «Подснежник», Детская школа искусств № 1).

В Центре детского творчества системными занятиями по программам дополнительного образования были охвачены 5060 детей. Реализованы следующие направления образовательной деятельности: художественное, техническое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, естественнонаучное. Проведена работа по активному вовлечению в систему дополнительного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: в 2018 г. году в Центре детского творчества занималось 136 детей, имеющих ограничения возможностей по здоровью, в том числе 72 ребенка-инвалида.

В 2018 году в Центре детского творчества дан старт реализации новых дополнительных общеразвивающих программ: «Моделирование и конструирование современной транспортной техники», «Робофизика», «Виртуальная робототехника», «Юный аниматор» и др. Разработаны дополнительные общеобразовательные адаптированные программы, направленные на развитие и социализацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: «Песочные истории», «Мастерская природы», «Сказка в ладошках». Для реализации этих программ созданы специальные условия: открыты сенсорная комната и учебный кабинет со специальным коррекционно-развивающим оборудованием, в том числе мобильные персональные устройства универсального доступа, игровые наборы «Дары Фребеля» и др.

В 2018 году более 22000 детей Абакана приняли участие в 152 мероприятиях Центра детского творчества: праздниках «Город счастливого детства - Абакан», «Праздник выпускников – Навстречу мечте», «День Матери», «День семьи», новогодних праздниках для опекаемых детей и детей-инвалидов, а также конкурсах: песни и строя «Аты-баты, шли солдаты», детских театральных коллективов «Волшебные кулисы», юных дизайнеров одежды «Мода – творчество молодых», юных мастеров «Чудотворцы», «Выпускник года», выставке «Фабрика технической мысли», фестивале «Прекрасное своими руками» и др. В 2018 году состоялся I муниципальный Фестиваль детских средств массовой информации, в котором приняли участие более 500 школьников Абакана.

В целях оптимизации воспитательного потенциала муниципальных образовательных учреждений продолжена работа по поддержке и развитию детского общественного движения.

2018 год останется в истории Абакана как первый год работы Детского городского совета с целью объединения лидеров школьного ученического самоуправления, детских общественных объединений для представления позиции детей в городе Абакане по вопросам, затрагивающим их интересы. В течение 2018 года состоялось 4 заседания Детского горсовета, на которых были рассмотрены вопросы развития детского общественного движения в Абакане, а также участия детских общественных объединений в формировании культуры жителей города.

В 2018 г. 6 школ Абакана: лицей, №№ 7, 25, 1, 23 и 24 - работали в режиме «пилотных» образовательных учреждений по развитию «Российского движения школьников (РДШ)». 3165 школьников являются активными участниками этой общественно-государственной детско-юношеской организации.

Самым массовым детским общественным объединением города является Союз Детей и подростков «Дружба – Ынархас» (далее – Союз), который в 2018 году отметил свое 25-летие. Союз объединил почти 16000 школьников Абакана. В 2018 году в составе Союза действовало 104 профильных объединения. Наиболее популярными среди школьников являются Клуб молодых избирателей «Гражданский диалог», отряды «Юные помощники полиции», «Юные инспекторы дорожного движения», «Дружина юных пожарных», «Школа юного пограничника», «Школа лидеров», «Школа ведущих».

Союз детей и подростков «Дружба-Ынырхас» является координатором волонтерского движения города, которое объединяет 22 волонтерских отряда, созданных в школах Абакана. В течение 2018 г. волонтёрами Абакана в рамках программы «Школа доброй воли» реализованы проекты:

- проект «Волонтеры - детям» (проведена серия мероприятий для воспитанников детской реабилитационной комнаты «Ладушки» при УСПН города Абакана, организованы познавательные игры «Береги себя сам!» для дошкольников);

- проект «Счастливый День рождения» (встречи-поздравления детей-инвалидов на дому, которые по состоянию здоровья на могут посещать образовательные учреждения);

- проект «Подари радость», реализуемый в Абаканском пансионате ветеранов (встречи с ветеранами, концерты, мастер-классы, посильное шефство над престарелыми людьми).

Волонтеры-школьники приняли активное участие во всех городских акциях, в том числе «Добрый декабрь», «Свеча памяти», «Абакан идёт в школу», «Новогодний троллейбус» и др.

Как и в прежние годы, важным направлением деятельности Союза детей и подростков «Дружба-Ынырхас» стало гражданско-патриотическое, в рамках которого в 2018 г.:

- продолжен поисковый десант «История Поста № 1 в городе Абакане» (книга «Пост № 1» пополнена новыми страницами);

- проведены акции «Каждый солдат достоин памяти», «Дети войны – дети Победы», «Открытка Победы – в школьном окне»;

- организованы спортивно-туристические и военно-патриотические игры «Зарничка», «Победа», «Робинзонада», в которых приняли участие более 900 школьников;

- старшеклассники стали участниками V городского смотра-конкурса караульных групп, лучшим в 2018 г. признан отряд постовцев школы № 18.

Все образовательные учреждения стали активными участниками праздничных мероприятий, посвященных 73-ей годовщине Победы: 4 мая 2018 года более 400 школьников Абакана в двадцать первый раз заступили в Почетный Караул у Вечного огня, 9 мая 2018 года более 5 тысяч школьников прошли с портретами дедов и прадедов в рядах «Бессмертного полка».

Центрами патриотического воспитания детей Абакана являются музеи и музейные экспозиции, действующие в 23 образовательных учреждениях. На муниципальном конкурсе проектов развития музеев в 2018 г. лучшими признаны музеи и музейные экспозиции школ №№ 2, 10, 7, детского сада «Светлячок». Представители музейного отряда «Живая память» школы № 7 города Абакана стали финалистами Всероссийского конкурса среди активистов школьного музейного движения (г. Москва).

2018 год – год создания городского отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия». На торжественном мероприятия в честь его открытия абаканскому отделению было передано знамя «Юнармии» и 100 школьников Абакана были приняты в ряды юнармейцев.

 Более 400 юношей-старшеклассников в мае 2018 г. приняли участие в учебных сборах, организованных в сотрудничестве с войсковой частью № 01662, Военным комиссариатом города Абакана, профессиональным образовательным учреждением «Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан (молодежи) к военной службе ДОСААФ России Республики Хакасия». 

Обеспечение благополучного и защищённого детства

В 2018 г. продолжена комплексная и планомерная работа по развитию детской одаренности, повышению эффективности работы по социализации детей.

В муниципальном Центре развития одаренных детей, действующего на базе гимназии, реализован комплекс мероприятий, направленных на создание условий для дальнейшего роста одаренных школьников города: тематические квесты, коуч-сеты, предметные дебаты, заседания клуба «Эрудит», турниры «Сообразилок» для младших школьников и др. Всего за год в работе Центра приняли участие более 400 абаканских педагогов и свыше 1500 учащихся. Позитивным результатом деятельности Центра следует считать увеличение числа участников школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников.

 

Лидерами рейтинга школ по критерию «самый массовый школьный этап» стали в 2018 году лицей школы №№ 1, 24, 25, 26. Лидерами рейтинга по эффективности участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников 2018 г. стали гимназия, лицей, школы №№ 1, 25, 26. Абакан шестой год подряд стал лидером на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по числу победителей и призеров (в 2018 г. 27% от общего числа участников регионального этапа стали победителями и призёрами).

В 2018 г. проведены городские научно-практические конференции «Юный дошколенок» «ГНОМ» (1-4 классы), «Юные исследователи Абакана» (5-6 классы), «Юность науки» (7-11 классы). В целом в 2018 г. наблюдается рост охвата детей, занимающихся научно-исследовательской деятельностью, на 5%. Опыт, полученный в школьных научных обществах, - залог успешного участия детей в других мероприятиях: в 2018 г. обучающиеся гимназии, лицея, школ № 1, 7, 10, 11, 25, 26, 30, Центра детского творчества стали победителями и призерами региональных научно-практических конференций «Катановские чтения», «Кызласовские чтения», «Георгиевские чтения» и др. Как и в предыдущие годы, школьники Абакана стали участниками Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, Всесибирской открытой олимпиады школьников.

В 2018 г. Премии Хакасского республиканского общественного Фонда поддержки одаренных детей удостоены 9 обучающихся школ города.

Ежегодно 15 школьников, имеющих высокие достижения в различных в областях, удостаиваются премий Главы города Абакана. Кроме того, 5 выпускников 11 класса в 2018 г. удостоены премии Главы города Абакана за наивысшие достижения (100 баллов) на ЕГЭ.

В 2018 г. продолжена работа по созданию эффективных условий для научно-технического творчества обучающихся. Центр детского творчества в течение года работал режиме регионального Координационного центра движения Junior Skills по компетенции «Мобильная робототехника», и это позволило абаканским школьникам уверенно выступить на конкурсах разного уровня по робототехнике, электромонтажу, радиоэлектронике, техническому проектированию и конструированию: на соревнованиях «РобоФест-Западная Сибирь» (г. Омск), Х Всероссийском фестивале «РобоФест» (г. Москва), Всероссийском робототехническом фестивале «Байкал-робот» (г. Иркутск).

Развитие школьного инженерно-технического образования успешно решается в рамках деятельности муниципального Центра технического конструирования, изобретательства и моделирования (далее – Центр), действующего на базе лицея. В Центре реализуется программа образовательной робототехники, действуют технологические, методические информационные площадки и лаборатории. В конкурсах и турнирах конструкторов и изобретателей, организованных Центром, приняли участие более 600 школьников Абакана (в 2017 г. – 503 чел.): открытые городские соревнования «Robot-F1», техносалон «Инженеры будущего», турнир по робототехнике «RoboRally» и др. Участниками «Дней юных изобретателей» стали 150 юных исследователей и конструкторов. Партнёрами данных мероприятий явились представители Хакасского технического института – филиала ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Летняя проектная академия 2018 г. «Технотворчество», организованная на базе загородного детского оздоровительного лагеря «Звездный», собрала 130 детей, увлекающихся техническим творчеством. Команда «Абакан-Старт» муниципального Центра технического конструирования, изобретательства и моделирования приняла участие на Всероссийском этапе соревнований «Инженерные кадры России» (г. Москва) и вошла в пятерку сильнейших.

В лицее и в школе № 26 в течение 2018 г. продолжалась реализация проектов, получивших грантовую поддержку из федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Грантовые средства из федерального бюджета (по 1 млн. руб.) направлены на организацию в лицее Центра раннего развития технологического образования и исследовательских практик, в школе № 26 – Сетевого инжинирингового центра.

Актуальной для муниципальной системы образования остается профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Взаимодействие со всеми субъектами профилактики осуществлялось в 2018 г. в соответствии с муниципальными программами: «Профилактика правонарушений, незаконного оборота наркотиков, терроризма, экстремизма, а также обеспечение общественного порядка и безопасности в городе Абакане на 2017-2020 годы», «Развитие образования в городе Абакане на 2017-2020 годы», а также с 6 межведомственными планами по актуальным направлениям профилактической работы.

В течение 2013-2018 гг. в практике профилактической работы появились новые формы, направленные на повышение эффективности межведомственного взаимодействия. В 2018 г. проведена серия межведомственных встреч и совещаний по актуальным проблемам организации профилактической работы с участием всех субъектов профилактики, прокуратуры, представителей науки, родительской общественности, специалистов в области семьи и детства.

В марте 2018 г. состоялся II Городской форум «Город. Семья. Дети», в котором приняли участие более 1500 чел. Почетными гостями Форума стали Суворова Светлана Вячеславовна, председатель правления Межрегиональной общественной организации поддержки семьи, материнства и детства «Врачи детям» (г. Санкт-Петербург), и Гусев Алексей Владимирович, ответственный секретарь Общероссийской общественной организации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей «Национальная родительская ассоциация» (г. Москва). Активное участие в форуме приняли представители научного сообщества: доктора и кандидаты наук Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, Хакасского института развития образования и повышения квалификации, а также специалисты в области семьи и детства из г. Красноярска и Республики Тыва. В рамках более 50 мероприятий участники получили возможность общения и обмена опытом. Форум стал по-настоящему универсальным контентом для обсуждения вопросов об эффективных технологиях и методах работы, направленных на сокращение детского и семейного неблагополучия, негативных проявлений в детской и подростковой среде, укрепление семейных ценностей.

Совершенствованию индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете, семьями и детьми, оказавшимися в социально опасном положении и нуждающимися в психолого-педагогической помощи и поддержке, способствовала реализация проектов:

- профилактического проекта «Будущее для всех» по коррекционной и профилактической работе с детьми, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии (школа № 17);

- профилактического проекта «У юности большие горизонты», разработанный на основе сотрудничества школы № 4 с Фондом помощи детям в трудной жизненной ситуации «Дети Абакана» и органом территориального самоуправления г. Абакана «Жилой район «Юго-западный» (в 2017 г. проект удостоен гранта Президента Российской Федерации в размере 423 512,0 руб.).

- нового профилактического проекта «Навстречу новым горизонтам», разработанного Фондом помощи детям в трудной жизненной ситуации «Дети Абакана» (в 2018 г. проект удостоен гранта Президента Российской Федерации в размере 907 250,0 руб.), реализация которого направлена на объединение усилий взрослых, готовых и желающих решать проблемы детского и семейного неблагополучия, социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Повышению уровня правовой культуры участников образовательных отношений способствовала реализация муниципальных проектов «Правовой ориентир абаканского школьника» и «Правовой ориентир абаканских родителей», проведение серии мероприятий, в рамках Международного дня детского телефона доверия, в ходе Недели правовых знаний.

 С целью совершенствования работы по просвещению родителей и укреплению диалога семьи и школы в 2018 г. на базе муниципального Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи открыта «Родительская академия», слушателями которой стали представители 53 абаканских семьи.

Лейтмотивом работы с родительской общественностью стала в 2018 г. тема обеспечения безопасности детей, профилактики детского неблагополучия. С этой целью проведена серия мероприятий: в мае 2018 г., накануне международного Дня семьи, состоялось городское родительское собрание «Детская безопасность – родительская ответственность», в июне 2018 г. совместно с Муниципальным административно-общественным советом по развитию образования в городе Абакане при участии субъектов профилактики проведен круглый стол «Безопасность детей в летние каникулы – ответственность родителей», в октябре 2018 г. Абакан стал участником Всероссийского коммуникационного проекта «Город семей», главными героями мероприятия, направленного на укрепление детско-родительских отношений, стали более 3000 абаканцев.

В 2018 г. активизирована работа по созданию условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни. Реализован комплекс традиционных спортивно-массовых мероприятий: муниципальный этап Всероссийского проекта «Серебряный мяч», муниципальный этап Школьной баскетбольной лиги «КЭС-Баскет», турнир по пулевой стрельбе памяти Героя России И.Н. Ахпашева и др. В 47 образовательных учреждениях Абакана в рамках традиционных Дней здоровья была организована «Зарядка с чемпионом». Более 600 школьников стали участниками эстафеты огня зимней Универсиады-2019.

Наблюдается увеличение доли обучающихся, охваченных мероприятиями спортивно-массовой направленности:

В спортивную летопись города занесены следующие рекорды 2018 года:

- состоялись Х малые Олимпийские игры для дошкольников, победителями которых стали сборные команды воспитанников детских садов «Светлячок», «Дельфин», «Мастерок», «Капитошка»;

- в Осеннем легкоатлетическом кроссе приняли участие 40 команд от образовательных учреждений города, победителями стали команды лицея (юноши), школы № 25 (девушки);

- лидерами муниципального этапа Всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания» стали обучающиеся лицея, Всероссийских соревнований школьников «Президентские спортивные игры» - школы № 25, Всероссийских соревнований школьников по легкой атлетике «Шиповка юных» - школы № 19, гимназии, лицея;

- в муниципальном проекте «Азбука туризма» приняли участие 37 команд школьников, лучшими по итогам туристических состязаний стали команды гимназии, школ №№ 22, 7, 18, 26;

- лицей стал победителем республиканского «Фестиваля волейбола»;

- испытания ВФСК «Готов к труду и обороне» прошли 489 чел., из них нормы ГТО на золотой значок сдали 153 чел., на серебряный – 236 чел., на бронзовый – 100 чел.

 В 2018 году Школьные спортивные клубы действовали в 11 школах Абакана. На базе клубов, ставших центрами спортивно-массовой работы в микрорайонах, за год проведено более 150 мероприятий с привлечением всех участников образовательных отношений: массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия на летних спортивных площадках школ, городской спортивный турнир по баскетболу «Сердце отдаю детям», организованы мероприятия по подготовке к сдаче норм ВФСК «Готов к труду и обороне» и др.

За последние 5 лет принципиально изменились подходы к организации отдыха, оздоровления и занятости детей в период каникул, в практике образовательных учреждений появились новые формы работы, характерные именно для Абакана, сформирован новый уникальный опыт. В период летних каникул 2018 года в 24 муниципальных учреждениях действовали лагеря дневного пребывания, которые посещали 4416 детей. С целью повышения эффективности организации отдыха и оздоровления школьников в 2018 г. проведен муниципальный смотр-конкурс программ летнего отдыха. Лучшими признаны программы школ №№ 4, 11, и гимназии. Во всех учреждениях особое внимание уделено формам работы, которые способствуют повышению оздоровительного эффекта: профильные отряды спортивного направления, максимальное пребывание детей на открытом воздухе, утренняя зарядка, работа школьных бассейнов. Впервые летом 2018 г. проведена городская акция «Азбука здоровья», в которой приняли с участие представителей Федерации Кикбоксинга Хакасии.

В течение трех летних месяцев действовали спортивные площадки школ. Данная форма летней занятости востребована: за 3 летних месяца спортивные площадки посетили более 8600 человек.

Летом 2018 г. была организована трудовая занятость школьников. В 22 образовательных учреждениях были сформированы трудовые отряды школьников, в которых временное трудоустройство получили 395 старшеклассников; впервые на базе Центра детского творчества был организован лагерь труда и отдыха с дневным пребыванием (это первый и единственный лагерь труда и отдыха в Хакасии). Временные трудовые места для 15 несовершеннолетних в возрасте 16-17 лет предоставило МБУ «Абаканское парковое хозяйство». На организацию лагеря труда и отдыха из муниципального бюджета выделено 204429,02 руб.

В 2018 г. охват горячим питанием школьников Абакана составил 95,2%. Для отдельных категорий обучающихся предоставлено льготное питание. Общее количество детей, получающих льготное питание в 2018 г., - 2614 чел. Традиционно в летний период для детей из малообеспеченных семей организовано бесплатное оздоровительное питание. Летом 2018 года за счет средств, предусмотренных в муниципальной программе «Развитие образования в городе Абакане на 2017-2020 годы», оздоровительным питанием охвачено 463 учащихся.

В 2018 г. отделом опеки и попечительства ГУО решался комплекс важных задач: организация систематического выявления и учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; работа по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми; организация подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и др. В 2018 г. на учете в отделе опеки и попечительства ГУО состояло 573 ребенка, воспитывающегося в замещающих семьях (в 2017 г. – 559 детей). Из 83 детей, выявленных в 2018 г., 92,9% устроено в замещающие семьи, передано на усыновление или возвращены родителям.

Приоритетным направлением в деятельности отдела опеки и попечительства является устройство сирот в замещающие семьи. На выполнение данной задачи направлена работа по пропаганде семейных форм устройства, в том числе через средства массовой информации. В 2018 году продолжилась реализация совместного проекта Городского управления образования Администрации г. Абакана и городского телевидения. Так, за год в рубрике «Ищу маму» новостной программы «Сегодня в Абакане» прошло 22 сюжета о 25 детях, 9 из которых устроено в семью. В 2018 г. на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, из республиканского бюджета Муниципальному образованию город Абакан выделено 14803,580 тыс. руб., приобретено 9 новых однокомнатных квартир-студий специализированного жилищного фонда.

Условия обучения и эффективность использования ресурсов

На подготовку образовательных учреждений, подведомственных ГУО, к новому учебному году в 2018 году выделено из городского бюджета 103 000,0 тыс. руб.

В рамках капитального ремонта выполнены следующие виды работ:

- замена светильников выполнена в 13 школах (№№ 1, 2, 5, 9, 10, 17, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 26), Центре детского творчества, в 14 детских садах («Аленький цветочек», «Василек», «Дельфин», «Жаворонок», «Журавлик», «Золотой ключик», «Зоренька», «Калинка», «Мечта», «Подснежник», «Санаторный», «Сказка», «Солнышко», «Теремок»);

- замена более 1000 оконных блоков в школах №№ 22, 24, 25, а также в детских садах «Колокольчик», «Рябинушка»;

- в МБОУ «СОШ №1» произведен ремонт полов в коридорах 2-3 этажей, ремонт кабинетов, замена межэтажных и кабинетных дверных блоков, ремонт вентиляционных шахт, отмостки здания и асфальтового покрытия во дворе школы;

- проведен капитальный ремонт автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в 7 школах (№№ 3, 4, 5, 7, 20, 23, 30) и 8 детских садах («Журавлик», «Калинка», «Мастерок», «Сказка», «Радуга», «Кристаллик», «Золотой ключик», «Зоренька»);.

- выполнены работы по ремонту асфальтового покрытия в 14 образовательных учреждениях (в детских садах «Ивушка», «Калинка», «Кристаллик», «Мастерок», «Чайка», «Сказка», «Подснежник», «Орленок», «Звездочка», «Золотая рыбка», «Золушка»; в школах №№ 1, 4, 11);

- выполнен ремонт систем вентиляции в 8 образовательных учреждениях (в школах №№ 7, 9, 17, 27, гимназии, а также в детских садах «Кристаллик», Аленький цветочек»);

- общестроительные работы: ремонт кабинетов, ремонт полов, устройство и ремонт крылец, замена водосточных труб, частичный ремонт кровель - выполнены в 17 образовательных учреждениях (в школах №№ 11, 17, 18, 5, 24, 25, 26; в детских садах «Калинка», «Золотой ключик», «Чайка», «Елочка», «Журавлик», «Рябинушка»);

- установлены новые теневые навесы в детских садах «Рябинушка», «Калинка», «Василек».

В рамках текущего ремонта в 2018 г. выполнены следующие виды работ:

- ремонт санузлов в 9 дошкольных учреждениях (в детских садах «Березка», «Золушка», «Ивушка», «Мастерок», «Кристаллик», «Мечта», «Хрусталик», «Кристаллик», «Колокольчик»);

- частичная замена линолеума в 13 образовательных учреждениях (в школах №№ 5, 9, 17, 10, 20; в детских садах «Журавлик», «Светлячок», «Сказка», «Теремок», «Хрусталик», «Кристаллик», «Орленок», «Мастерок»);

- общестроительные работы: ремонт медицинских блоков, лестничных клеток, дверных блоков, ограждений, швов фасадов, оконных заполнений, замена горючей отделки - выполнены в 13 образовательных учреждениях (в школах №№ 5, 11, 17, 26, 30; в детских садах «Елочка», «Жаворонок», «Журавлик», «Золотая рыбка», «Золотой ключик», «Мастерок», «Рябинушка»).

В 2018 году в рамках программы «Профилактика правонарушений, незаконного оборота наркотиков, терроризма, экстремизма, а также обеспечение общественного и безопасности в городе Абакане на 2017-2020 годы» установлены системы видеонаблюдения в 20 детских садах («Дельфин», «Рябинушка», «Сказка», «Радуга», «Ёлочка», «Умка», «Санаторный», «Аленький цветочек», «Золотой ключик», «Подснежник», «Зоренька», «Огонек», «Теремок», «Орленок», «Березка», «Тополек», «Незабудка», «Солнышко», «Капитошка», №Машенька») и в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. На это было направлено из муниципального бюджета 2411,0 тыс. руб.

Кроме того, выполнена промывка систем отопления всех детских садов и школ, проведены работы по частичной замене розлива и стояков отопления, заменена запорная арматура в узлах управления и системах отопления.

Учреждения, подведомственные ГУО, активно заявили о себе на Х муниципальном смотре-конкурсе «Лучшее состояние условий и охраны труда в организациях города Абакана»: призером в номинации «Лучшая организация работы по обеспечению безопасных условий труда» стал детский сад «Варенька», благодарственных писем за участие в данном конкурсе удостоены детские сады «Мастерок», «Сказка», «Настенька», а также школы №№ 5, 20, 26.

В 2018 году продолжена работа по информатизации педагогической и управленческой деятельности, внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. В образовательных учреждениях Абакана используется ресурс «Электронная школа» реализуется система электронных дневников и журналов, к которой подключены 100% школ.

 

Кадровый потенциал муниципальной системы образования

Образовательные учреждения Абакана максимально укомплектованы педагогическими кадрами. В 2018 г. качество и результативность обучения обеспечивалась 2436 педагогическими работниками. Реализованы плановые мероприятия, направленные на профессиональный рост абаканских педагогов, повышение уровня профессиональной компетентности:

- с целью повышения профессионального мастерства прошли курсовую подготовку 54% (в 2017 г. – 52,2%) педагогических и руководящих работников образовательных учреждений;

- аттестацию с целью установления квалификационной категории прошёл 491 педагогический работник (2017 г. – 451 чел.).

Повышению профессионализма педагогических работников служит развитие конкурсной практики. В 2018 г. увеличилось количество педагогов, принявших участие в конкурсах разного уровня: всероссийских конкурсах «Педагогический дебют», «Мой лучший урок», «Мудрая сова», «Педагог дошкольной образовательной организации», муниципальных конкурсах «С Родиной в душе», «Вектор профессионального роста», «Учитель года», «Педагогическая NET-планета» и др. Результативность участия педагогов Абакана в конкурсах профессионального мастерства 2018 г. достаточно высока:

- сразу 3 абаканских учителя стали победителями конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями - это Евгений Олегович Альбрант (школа № 1), Елена Юрьевна Плеханова (гимназия), Александр Иванович Балакин (лицей);

- победителем Всероссийского конкурса педагогического мастерства учителей истории стала Татьяна Юрьевна Кудрявцева (Гимназия);

- победителями республиканского конкурса «Педагог дошкольного образовательного учреждения – 2019» стали Олеся Петровна Витовская, воспитатель детского сада «Капитошка» и Елена Александровна Татаева, педагог-психолог детского сада «Машенька»;

- призером всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» в номинации «Лучший педагог инклюзивного образования» стала Юлия Васильевна Воронова, учитель начальных классов из школы № 27;

- звания лауреата Республиканского конкурса учителей хакасского языка удостоена Лариса Ивановна Тинникова, учитель хакасского языка лицея.

О росте престижа профессии педагога свидетельствует ежегодное увеличение числа педагогов-мужчин в системе образования г. Абакана: в 2016 г. – 123 чел., в 2017 г. – 156 чел., в 2018 г. – 172 чел.

Сохранилась позитивная тенденция увеличения числа выпускников вузов, поступающих на работу в образовательные учреждения города. Доля молодых специалистов со стажем работы до 5 лет составила более 23% от общего количества педагогических работников. Расширен комплекс мер по привлечению, закреплению и профессиональному росту молодых специалистов: действуют «Школа молодого педагога – «Грани успеха», клуб «Наставник», проведены муниципальные конкурсы «Молодость, творчество, вдохновение», «Панорама открытых уроков молодых учителей». Обладателями Знака «Вдохновение» в рамках муниципального конкурсного отбора молодых педагогов стали воспитатели детских садов «Дельфин», «Капитошка»; учителя школ №№ 26, 20, 23.

Государственно-общественное управление, независимая оценка качества образования

В 2018 г. значительное внимание уделено обеспечению общественного участия в процедуре независимой оценки качества образования. Муниципальный Административно-общественный совет по развитию образования в Абакане стал в 2018 г. инициатором мониторинга образовательных учреждений Абакана. Итогом мониторинга стал рейтинг, в котором определены лидеры муниципального образования: «5 лучших школ Абакана-2018» и «5 лучших детских садов Абакана-2018» по 5 номинациям. Лидеры рейтинга представлены в таблице:

 

ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

«Лучшие условия для интеллектуального, творческого и физического развития обучающихся»

детский сад «Росинка»

«Лучшие условия для физического воспитания и здоровьесбережения детей»

детский сад «Иванушка»

«Обеспечение открытости образовательного учреждения»

детский сад «Светлячок»

«Социальная активность образовательного учреждения»

детский сад «Кристаллик»

«Профессиональное мастерство педагогического коллектива»

детский сад «Капитошка»

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

«Профессиональное мастерство педагогического коллектива»

гимназия

«Интеллектуальное и творческое развитие обучающихся»

школа № 20

«Эффективная реализация воспитательного потенциала образовательного учреждения»

школа № 25

«Современная цифровая образовательная среда»

Лицей

«Социальная активность общеобразовательного учреждения»

школа № 1

 

О высоком качестве предоставления учреждениями Абакана образовательных услуг свидетельствуют результаты рейтингов и конкурсов 2018 года:

- школа № 9 стала победителем конкурса на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы образовательным учреждениям на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании и удостоена гранта в размере 1 миллиона рублей;

- в национальный Реестр «Ведущие образовательные учреждения России – 2018» как учреждения, занимающие лидирующие позиции в сфере образования Республики Хакасия, включены гимназия, лицей, школы №№ 1, 9, 20, 25, а также детские сады («Варенька», «Дельфин», «Калинка», «Росинка», «Капитошка», «Журавлик», «Аленький цветочек», «Кристаллик», «Иванушка», «Василек»;

- по итогам республиканского конкурса «Лучшая школа Республики Хакасия» победителем в номинации «Социальная активность» признаны школы № 1, 7, в номинации «Внедрение новых методов и технологий обучения и воспитания» победу одержала школа № 26;

- школа № 25 города Абакана признана победителем Открытого межрегионального конкурса «100 престижных школ России»;

- школа № 7 заняла 1 место в номинации «Информативность» на Всероссийском конкурсе сайтов образовательных учреждений в категории «Образовательные организации» по Сибирскому федеральному округу;

- лицей и школа № 26 признаны лучшими на конкурсе видеоматериалов инновационных школ России.

 

 Анализ деятельности ГУО за 2018 г. свидетельствует о том, что муниципальная образовательная сеть Абакана предоставляет современное качественное образование в соответствии с основополагающими принципами, изложенными в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.»: обеспечение права на образование в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к особенностям развития, способностям и интересам ребенка.

Цели и задачи Городского управления образования Администрации города Абакана

на 2019 год

 Деятельность Городского управления образования Администрации г. Абакана и муниципальных образовательных учреждений будет в 2019 году направлена на эффективную организацию условий предоставления общедоступного бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования в городе Абакане выполнение следующих основных задач:

- повышение эффективности организации условий предоставления общедоступного бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования в муниципальном образовании город Абакан;

- обеспечение доступности и качества образовательных услуг;

- создание условий для воспитания российской идентичности и позитивной социализации детей;

- формирование безопасной и здоровьесберегающей образовательной среды;

- совершенствование инфраструктуры муниципальной системы образования, модернизация ресурсной и материально-технической базы муниципальных образовательных учреждений;

- развитие форм организованного досуга и отдыха детей, включая каникулярное время;

- реализацию механизмов выявления, поддержки и развития одаренных и талантливых детей;

- совершенствование технологий управления муниципальной системой образования.

Начальник Городского управления образования Администрации города Абакана О.Н. Усольцева


Скачать документ
Обращения граждан

  • Госуслуги
  • МФЦ
  • Температурный график в отопительный период 2018-2019 гг.
  • Год памяти и славы
  • Телефоны экстренных служб
  • Правила городской жизни
  • Защита прав потребителей
  • Комфортная городская среда
  • Опрос
  • Телефон зарплата
  • Книга почета
  • БИЗНЕС-НАВИГАТОР МСП
  • Фонд развития Хакасии
  • Работа в России
  • Фонд поддержки детей
  • Защита прав потребителей финансовых услуг
  • Общественная палата Республики Хакасия
  • МФРП
  • Пошаговая инструкция настройки приема цифрового эфирного телевидения
  • Реестр дворовых и общественных территорий, подлежащих благоустройству в 2019 году