Меню

Обобщение практики осуществления в 2021 году муниципального земельного контроля в границах города Абакана

09.03.2022

1. Общие положения

Настоящее обобщение правоприменительной практики осуществления муниципального земельного контлактике нарушений обязательных требований, требований, установленных роля в границах города Абакана разработано в рамках реализации мероприятий по профимуниципальными правовыми актами в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 26.12.2018 № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами», в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) и утвержденной Департаментом градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана программой профилактики нарушений обязательных требований земельного законодательства на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.

Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Хакасия, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Хакасия предусмотрена административная и иная ответственность, а также по организации и проведению мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.
Субъектами, в отношении которых осуществляется муниципальный земельный контроль, являются: органы государственной власти, органы местного самоуправления; индивидуальные предприниматели; юридические лица, граждане.
Органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля в границах города Абакана, является Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана (далее – ДГАЗ Администрации г. Абакана, контрольный орган).
Контрольный орган в отчетном периоде осуществлял контроль за соблюдением:
1) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка (в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законом прав на такой земельный участок);
2) требований о переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретения земельных участков в собственность;
3) требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
4) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельных участков, предназначенных для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях;
5) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
6) требований действующего законодательства о недопустимости самовольной уступки права пользования землей, самовольной меной земельными участками, а также требований о недопущении самовольного ограничения доступа на земельные участки общего пользования;
7) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами органа муниципального земельного контроля, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Штатная численность должностных лиц контрольного органа, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля в границах города Абакана, по состоянию на 31.12.2021 составила 4 человека.
В отчетном периоде контрольным органом было проведено 262 проверочных мероприятия, из которых в отношении 75 объектов выявлены признаки нарушения обязательных требований земельного законодательства.
По результатам проведенных контрольным органом мероприятий в отчетном периоде контролируемые лица были привлечены органом государственного земельного надзора к административной ответственности на сумму 232207 руб.

2. Наиболее часто встречающиеся случаи нарушения обязательных требований земельного законодательства в границах города Абакана, требований, установленных муниципальными правовыми актами

Наиболее распространенными случаями нарушений обязательных требований по итогам проверочных мероприятий, проведенных в 2021 году, в городе Абакане являются:
1) использование земельного участка без предусмотренных законодательством прав (83% от общего числа выявленных нарушений);
2) использование земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) разрешенным использованием (17%. от общего числа выявленных нарушений).
Как правило, основными причинами нарушений обязательных требований, связанных с самовольным занятием земельного участка, являются:
сбережение материальных средств за счет уклонения от уплаты земельного налога, арендных платежей за пользование земельными участками, а также затрат на приобретение земельных участков в собственность (при наличии такой возможности);
неосведомленность контролируемых лиц о нарушении обязательных требований, в том числе в связи с непроведением кадастровых работ, отсутствием сведений о местоположении границ земельного участка и его фактической площади;
отсутствие легитимной возможности оформления прав на земельный участок.
Причинами нарушений обязательных требований, связанных с использованием земельного участка не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) разрешенным использованием, являются:
получение материальной выгоды и конкурентных преимуществ за счет более низкой кадастровой стоимости земельного участка по сравнению с кадастровой стоимостью земельного участка в случае приведения вида разрешенного использования такого земельного участка в соответствие с его фактическим использованием;
отсутствие возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка ввиду ограничений, установленных градостроительным регламентом территориальной зоны, в границах которой находится земельный участок.
Результатом нарушения охраняемых законом ценностей в области земельных отношений являются:
недополучение бюджетами бюджетной системы Российской Федерации денежных средств от уплаты земельного налога и арендных платежей по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
нарушение имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан;
ухудшение экологических условий;
причинение вреда земельному участку как природному объекту;
произвольное (несистемное) использование земельных участков;
затраты бюджетных средств на проведение работ по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
С целью недопущения нарушения требований земельного законодательства землепользователям необходимо своевременно проводить кадастровые работы на используемых земельных участках для определения их границ и фактической площади; оформлять права на используемые земельные участки; своевременно переводить земельный участок из одной категорию в другую, изменять вид разрешенного использования земельного участка; своевременно осуществлять государственную регистрацию возникшего права на земельный участок.
Руководителям юридического лица, индивидуальным предпринимателям необходимо понимать, что получение материальной выгоды и конкурентных преимуществ за счет уклонения от уплаты земельного налога, арендных платежей за пользование землей, а также затрат на приобретение земельного участка в собственность на основании договора купли-продажи, в последствии обойдется еще большими затратами в виде штрафов, потери времени, а главное – нанесет ущерб репутации.

3. Различные подходы к применению обязательных требований и иные проблемные вопросы применения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами

1. Зачастую у землепользователей, проживающих в индивидуальных жилых домовладениях, возникают недопонимания в части разграничения полномочий органов, осуществляющих контроль за соблюдением обязательных требований земельного законодательства, и контроль за соблюдением требований, установленных правилами благоустройства территории.
Так, Правилами благоустройства территории города Абакана (далее - правила благоустройства) предусмотрена возможность устройства палисадов в границах фасада жилого дома. При этом правилами благоустройства установлены обязательные требования к обустройству палисадов, в частности к глубине и ограждению палисадов. В связи с чем само по себе размещение палисадника, в том числе при наличии факта нарушения вышеуказанных обязательных требований к габаритам такого палисадника, не подпадает под понятие «самовольное занятие земель (земельного участка)», и, следовательно, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, а является предметом муниципального контроля в сфере благоустройства.
Между тем, при размещении палисада собственниками домовладения в отсутствие оснований для обустройства палисада в целом (к примеру, расположение жилого дома не по фронтальной границе земельного участка, а в заглублении) будет считаться нарушением обязательных требований земельного законодательства в виде самовольного занятия земель общего пользования, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
2. Вызывает неоднозначность практическое применение обязательного требования земельного законодательства в части соблюдения при использовании земельных участков требований градостроительных регламентов.
Так, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 42-П, не противоречит положениям статьи 42 Земельного кодекса и не образует события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП, действие, выражающееся в использовании земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае если такой вид разрешенного использования предусмотрен в качестве основного или основного и вспомогательного вида разрешенного использования градостроительным регламентом правил землепользования и застройки.
Однако Федеральным законом от 30.12.2021 № 493-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» конкретизировано, что основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости.
Таким образом, представляется, что вышеуказанная правовая позиция, применяемая органами государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля в отчетном периоде, с даты вступления в силу изменений земельного законодательства не подлежит применению.

4. Проблемные вопросы организации и осуществления муниципального земельного контроля

Муниципальный земельный контроль в границах города Абакана в отчетном периоде осуществлялся в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ, Законом Республики Хакасия от 14.07.2015 № 62-ЗРХ «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Республики Хакасия». Указанными нормативными правовыми актами не было предусмотрено обязанности контрольного органа осуществлять мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных требований, в отношении граждан, что негативно отражалось на состоянии подконтрольной сферы и количестве нарушений обязательных требований.
В рамках вступившего в силу Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» данные недочеты законодательства были устранены.
Кроме того, проблемным представляется аспект отсутствия у органа муниципального земельного контроля действующих инструментов для обеспечения исполнения участниками земельных отношений требований земельного законодательства.
Также действующее законодательство ограничивает органы муниципального земельного контроля в возможности применения к контролируемым лицам мер административной ответственности, что приводит к повторным проверкам со стороны органов государственного земельного надзора, и, как следствие, к нецелесообразному использованию ресурсов контрольных (надзорных) органов.


Обращения граждан

  • Фонд поддержки детей
  • Реестр объектов контроля
  • МСП
  • Единый налоговый счёт
  • Семьеграфия
  • Демография
  • Образование
  • БКАД
  • Культура Гранты
  • Госуслуги
  • Стратегия 2030
  • МФЦ
  • Температурный график в отопительный период 2021-2022 гг.
  • Охрана труда
  • Телефоны экстренных служб
  • Правила городской жизни
  • Защита прав потребителей
  • Комфортная городская среда
  • Опрос
  • Телефон зарплата
  • Книга почета
  • БИЗНЕС-НАВИГАТОР МСП
  • Фонд развития Хакасии
  • Работа в России
  • Защита прав потребителей финансовых услуг
  • Общественная палата Республики Хакасия
  • МФРП
  • Навигатор дополнительного образования детей Республики Хакасия