Утвержден Комиссией по оценке эффективности системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Администрации города Абакана требованиям антимонопольного законодательства |
Доклад об антимонопольном комплаенсе
в Администрации города Абакана в 2022 году
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 14.01.2019 № 01-п «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», постановления Администрации города Абакана от 28.01.2022 № 158 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана» (далее – Положение об антимонопольном комплаенсе) в Администрации города Абакана и ее отраслевых органах (далее – Администрация города Абакана) создана система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Ответственным за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана назначена Заместитель Главы города Абакана по вопросам экономики и финансам.
Общий контроль за организацией и функционированием в Администрации города Абакана антимонопольного комплаенса осуществляет Глава города Абакана.
В целях осуществления оценки эффективности системы обеспечения соответствия деятельности Администрации города Абакана требованиям антимонопольного законодательства, профилактики нарушения требований антимонопольного законодательства создан постоянно действующий коллегиальный орган Администрации города Абакана - Комиссия по оценке эффективности системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Администрации города Абакана требованиям антимонопольного законодательства.
В целях обеспечения открытости и доступа к информации на официальном сайте города Абакана в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ведется раздел «Антимонопольный комплаенс».
В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства Администрацией города Абакана:
- проведено рабочее совещание с уполномоченными лицами отраслевых органов Администрации города Абакана по вопросам внедрения системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана;
- разработана карта рисков нарушения антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана;
- сформирована информация о нарушениях антимонопольного законодательства за три года в Администрации города Абакана;
- принят План мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана (далее – План мероприятий), утвержденный постановлением Администрации города Абакана от 28.04.2022 № 887;
- осуществлен сбор сведений о правоприменительной практике по антимонопольному законодательству, подготовлена справка об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики.
Кроме того, в 2022 году в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства на основе карты рисков разработан и утвержден План мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана на 2023 год. Реализация мероприятий возложена на: Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана (далее - КМЭ), Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана (далее - УКХТ), Бюджетно-финансовое управление Администрации города Абакана (далее - БФУ), Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана (далее - ДГАЗ), Городское управление образования Администрации города Абакана (далее – ГУО), Управление культуры, молодёжи и спорта Администрации города Абакана (далее – УКМиС), Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Администрации города Абакана (далее – Управление по делам ГО, ЧС и ПБ).
В целях выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства в 2022 году был проведен: анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за три года, анализ нормативных правовых актов, связанных с соблюдением требований антимонопольного законодательства, а также проектов нормативных правовых актов на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.
Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства
Для проведения анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности отраслевых органов Администрации города Абакана за три года (2020, 2021, 2022) ими представлены сведения о наличии нарушений антимонопольного законодательства, информация о которых представлена в таблице1.
Таблица 1
Информация о количестве выявленных нарушений
антимонопольного законодательства в деятельности отраслевых органов Администрации города Абакана
Год |
Отраслевой орган
|
Количество поступив-ших документов, содержащих сведения о нарушении антимоно-польного законода-тельства |
Количество жалоб на нарушение антимонопольного законодательства, признанных УФАС: |
Количество выявлен-ных и устранен-ных нарушений антимоно-польного законода-тельства |
||
обоснован-ными |
необосно-ванными |
частично обоснован-ными |
||||
2020 |
УКХТ |
2 |
- |
- |
2 |
2 |
2021 |
УКХТ |
6 |
3 |
1 |
2 |
5 |
КМЭ |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
|
Управление по делам ГО, ЧС и ПБ |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
|
2022 |
УКХТ |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
ДГАЗ |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
|
Итого за весь период |
12 |
7 |
1 |
4 |
11 |
За указанный период Федеральной антимонопольной службой по Республике Хакасия в 2020 году возбуждено дел – 2, в 2021 году возбуждено дел – 6, вынесено предупреждений – 1, предписаний – 1 и в 2022 году возбуждено 1 дело, вынесено предупреждений – 1. Нарушения выявлены при осуществлении закупок товаров, работ, услуг и при исполнении Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Исполнение Плана мероприятий привело к снижению количества нарушений с 8 в
2021 году до 2 в 2022 году.
Анализ нормативных правовых актов, связанных с соблюдением требований антимонопольного законодательства
Проведен анализ нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, входящие в сферу функционирования антимонопольного комплаенса Муниципальным казенным учреждением города Абакана «Городская правовая служба «Кодекс» (далее – МКУ «ГПС «Кодекс») в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции». Всего было проанализировано порядка 300 действующих нормативных правовых актов, из них 27 входят в сферу функционирования антимонопольного комплаенса, в том числе:
- в сфере земельного законодательства – 9;
- в сфере строительства – 8;
- в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд – 3;
- в сфере малого и среднего предпринимательства – 4;
- в сфере тарифного регулирования – 2;
- в сфере телерадиовещания – 1.
С целю общественного обсуждения на официальном сайте города Абакана (абакан.рф) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Документы» во вкладке «Антимонопольный комплаенс: Анализ проектов документов» был размещен Перечень нормативных правовых актов, связанных с соблюдением требований антимонопольного законодательства, (далее – Перечень актов) для сбора в период с 7 декабря 2022 г. по 26 декабря 2022 г. замечаний и предложений от организаций и граждан.
По данному Перечню актов замечания и предложения не поступили.
По результатам проработки Перечня актов специалистами МКУ «ГПС «Кодекс» установлено, что требуется внесение изменений в:
1) Постановление Администрации города Абакана от 14.02.2017 № 168 «Об утверждении Положения «Об оказании поддержки субъектам малого предпринимательства, участвующим в семейном предпринимательстве по розничной торговле из нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципальных учреждений города Абакана». Необходимо расширить круг возможных получателей поддержки (самозанятые граждане) и изменить состав документов, предоставляемых самостоятельно и в порядке межведомственного взаимодействия (ответственный за внесение изменений КМЭ).
2) Постановление Администрации города Абакана от 06.04.2015 № 732
«Об утверждении Порядка принятия решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность». Необходимо привести его в соответствие с решением Совета депутатов города Абакана от 13.02.2018 № 514 «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в городе Абакане» (ответственный за внесение изменений БФУ).
3) Постановление Администрации города Абакана от 26.09.2016 № 1498
«Об утверждении Порядка принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и в приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность». Необходимо привести его в соответствие со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением Совета депутатов города Абакана от 13.02.2018 № 514 «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в городе Абакане» (ответственный за внесение изменений БФУ).
4) Постановление Администрации города Абакана от 19.04.2022 № 813
«Об утверждении Порядка изменения существенных условий контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд муниципального образования город Абакан в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Необходимо привести его в соответствие с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ответственный за внесение изменений БФУ).
5) Постановление Администрации города Абакана от 07.06.2016 № 891 «О Правилах определения требований к закупаемым органами местного самоуправления города Абакана, муниципальными казенными и бюджетными учреждениями города Абакана и муниципальными унитарными предприятиями города Абакана отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)». Необходимо привести его в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2015 № 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» (ответственный за внесение изменений КМЭ).
КМЭ постановлением Администрации г. Абакана от 30.12.2022 № 2559 «О внесении изменений в постановление Администрации города Абакана от 14.02.2017 № 168 «Об утверждении Положения «Об оказании поддержки субъектам малого предпринимательства, участвующим в семейном предпринимательстве по розничной торговле из нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципальных учреждений города Абакана» привел нормативный правовой акт в соответствие, расширив круг возможных получателей поддержки и изменив состав документов, предоставляемых самостоятельно и в порядке межведомственного взаимодействия.
В постановления, указанные в пунктах 2-5, изменения будут внесены БФУ и КМЭ в первом полугодии 2023 года.
Анализ проектов нормативных правовых актов на предмет их соответствия антимонопольному законодательству
Анализ проектов нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, входящие в сферу функционирования антимонопольного комплаенса, проводился отраслевыми органами Администрации города Абакана, разработчиками соответствующих проектов нормативных правовых актов, путем размещения их на официальном сайте города Абакана (абакан.рф) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию, и сбором замечаний и предложений от организаций и граждан по данным проектам нормативных правовых актов.
Так, в 2022 году для проведения анализа размещено 16 проектов нормативных правовых актов, входящих в сферу функционирования антимонопольного комплаенса, в том числе:
- в сфере земельного законодательства – 7;
- в сфере строительства – 6;
- в сфере малого и среднего предпринимательства – 2;
- в сфере телерадиовещания – 1.
Замечаний и предложений от организаций и граждан по данным проектам не поступило.
План мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана утвержден постановлением Администрации города Абакана от 28.04.2022 № 887. Реализация мероприятий возложена на: КМЭ, УКХТ, БФУ, ДГАЗ, ГУО, УКМиС, Управление по делам ГО, ЧС и ПБ.
В течение года:
- осуществлялся мониторинг изменений в законодательстве о закупках;
- проводился системный внутренний контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства в сфере закупок;
- расширен перечень закупок у единственного поставщика;
- создана комиссия по повышению устойчивости развития экономики для принятия решения об осуществлении конкретной закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- повышалась правовая грамотность и уровень квалификации сотрудников;
- увеличена доля закупок через электронный магазин.
- отслеживались изменения в законодательстве в части заключения договоров;
- на постоянной основе проводилась экспертиза аукционной документации специалистами МКУ «ГПС «Кодекс» на право заключения договоров аренды и договоров безвозмездного пользования на соответствие требованиям антимонопольного законодательства при проведении торгов;
- функционируют комиссии по торгам, в компетенцию которых входит обеспечение объективности при рассмотрении заявок на участие в торгах, соблюдение принципов публичности, прозрачности, конкурентности, равных условий для участников торгов, устранение возможностей злоупотребления и коррупции при проведении торгов.
- постоянно осуществлялся мониторинг изменений в законодательстве, регулирующем предоставлении муниципальных преференций;
- проводилась экспертиза пакетов документов на соответствие условиям предоставления преференций.
- осуществлялся мониторинг изменений в законодательстве, регулирующем процедуры приватизации муниципального имущества;
- хозяйствующим субъектам представлялись равные права для участия в приватизации муниципального имущества с учетом требований действующего законодательства;
- проводилась экспертиза проектов договоров на соответствие требованиям антимонопольного законодательства;
- в целях повышения уровня квалификации сотрудниками самостоятельно изучались законодательные нормы, нормативные документы и судебная практика, касающиеся вопросов приватизации муниципального имущества.
- осуществлялся контроль за соблюдением требований законодательства и за реализацией концессионного соглашения;
- повышался уровень квалификации сотрудников путем участия в вебинарах.
- вносились изменения в действующие нормативные правовые акты Администрации города Абакана по предоставлению субсидий;
- осуществлялся мониторинг изменений в законодательстве;
- предоставлен равный доступ субъектам МСП и самозанятым гражданам к получению субсидий при объявлении двух отборов.
- проводился мониторинг актуальности административных регламентов на соответствие действующему законодательству;
- осуществлялся системный внутренний контроль при оказании муниципальных услуг;
- повышался уровень компетенции сотрудников путем самообразования.
- предоставление субсидий осуществлялось в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, разработан порядок предоставления из бюджета города Абакана субсидий на финансовое обеспечение затрат, связанных с производством теле- и радиопрограмм, в соответствии с требованиями федерального законодательства. На регулярной основе осуществлялся мониторинг изменений в законодательстве, регламентирующем предоставление субсидий.
В целях оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Положении об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана в качестве ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса определены: коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Администрации города Абакана, отраслевых органов
по сравнению с предыдущим годом и доля проектов нормативных правовых актов Администрации города Абакана, отраслевых органов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства. Для расчета коэффициента были использованы исходные данные, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
Данные для расчета коэффициента снижения количества
нарушений антимонопольного законодательства
Отраслевой орган |
Количество нарушений 2021 год, ед |
Количество нарушений 2022 год, ед |
КМЭ |
1 |
0 |
УКХТ |
6 |
1 |
ГУО |
0 |
0 |
Управление по делам ГО, ЧС и ПБ |
1 |
0 |
ДГАЗ |
0 |
1 |
УКМиС |
0 |
0 |
БФУ |
0 |
0 |
Всего |
8 |
2 |
Коэффициент определяется по формуле:
КСН= КНоп/КНn , где
КСН – коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Администрации города Абакана, отраслевых органов по сравнению с предыдущим годом;
КНоп – количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны Администрации города Абакана, отраслевых органов в отчетном периоде;
КНn – количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны Администрации города Абакана, отраслевых органов в предыдущем году.
Значение ключевого показателя менее 1 считается эффективным.
Таким образом, по результатам расчета значение коэффициента снижения количества нарушений антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана в целом составляет 0,25%.
В отчетном периоде в проектах нормативных правовых актов Администрации города Абакана и отраслевых органов риски нарушения антимонопольного законодательства и положения, способствующие нарушению антимонопольного законодательства, не выявлены, поэтому показатель «Доля проектов нормативных правовых актов Администрации города Абакана, отраслевых органов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства» не был определен.
Таким образом, по результатам проведенной оценки достижения ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса можно сделать вывод о том, что в 2022 году в Администрации г. Абакана система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства признана эффективной.