Меню

Доклад за 2022 год

30.01.2023
 

Утвержден Комиссией по оценке эффективности системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Администрации города Абакана требованиям антимонопольного законодательства

Доклад об антимонопольном комплаенсе

в Администрации города Абакана в 2022 году

 

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», постановления Президиума Правительства Республики Хакасия от 14.01.2019 № 01-п «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства», постановления Администрации города Абакана от 28.01.2022 № 158 «Об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана» (далее – Положение об антимонопольном комплаенсе) в Администрации города Абакана и ее отраслевых органах (далее – Администрация города Абакана) создана система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

Ответственным за организацию и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана назначена Заместитель Главы города Абакана по вопросам экономики и финансам.

Общий контроль за организацией и функционированием в Администрации города Абакана антимонопольного комплаенса осуществляет Глава города Абакана.

В целях осуществления оценки эффективности системы обеспечения соответствия деятельности Администрации города Абакана требованиям антимонопольного законодательства, профилактики нарушения требований антимонопольного законодательства создан постоянно действующий коллегиальный орган Администрации города Абакана - Комиссия по оценке эффективности системы внутреннего обеспечения соответствия деятельности Администрации города Абакана требованиям антимонопольного законодательства.

В целях обеспечения открытости и доступа к информации на официальном сайте города Абакана в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ведется раздел «Антимонопольный комплаенс».

В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства Администрацией города Абакана:

- проведено рабочее совещание с уполномоченными лицами отраслевых органов Администрации города Абакана по вопросам внедрения системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана;

- разработана карта рисков нарушения антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана;

- сформирована информация о нарушениях антимонопольного законодательства за три года в Администрации города Абакана;

- принят План мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана (далее – План мероприятий), утвержденный постановлением Администрации города Абакана от 28.04.2022 № 887;

- осуществлен сбор сведений о правоприменительной практике по антимонопольному законодательству, подготовлена справка об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики.

Кроме того, в 2022 году в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства на основе карты рисков разработан и утвержден План мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана на 2023 год. Реализация мероприятий возложена на: Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана (далее - КМЭ), Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана (далее - УКХТ), Бюджетно-финансовое управление Администрации города Абакана (далее - БФУ), Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации города Абакана (далее - ДГАЗ), Городское управление образования Администрации города Абакана (далее – ГУО), Управление культуры, молодёжи и спорта Администрации города Абакана (далее – УКМиС), Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Администрации города Абакана (далее – Управление по делам ГО, ЧС и ПБ).

 

 

  1. О результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства

 

В целях выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства в 2022 году был проведен: анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за три года, анализ нормативных правовых актов, связанных с соблюдением требований антимонопольного законодательства, а также проектов нормативных правовых актов на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.

 

Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства

 

Для проведения анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности отраслевых органов Администрации города Абакана за три года (2020, 2021, 2022) ими представлены сведения о наличии нарушений антимонопольного законодательства, информация о которых представлена в таблице1.

Таблица 1

 

Информация о количестве выявленных нарушений

антимонопольного законодательства в деятельности отраслевых органов Администрации города Абакана

 

Год

Отраслевой орган

 

Количество поступив-ших документов, содержащих сведения о нарушении антимоно-польного законода-тельства

Количество жалоб на нарушение антимонопольного законодательства, признанных УФАС:

Количество выявлен-ных и устранен-ных нарушений антимоно-польного законода-тельства

обоснован-ными

необосно-ванными

частично обоснован-ными

2020

УКХТ

2

-

-

2

2

2021

УКХТ

6

3

1

2

5

КМЭ

1

1

-

-

1

Управление по делам ГО, ЧС и ПБ

1

1

-

-

1

2022

УКХТ

1

1

-

-

1

ДГАЗ

1

1

-

-

1

Итого за весь период

12

7

1

4

11

За указанный период Федеральной антимонопольной службой по Республике Хакасия в 2020 году  возбуждено дел – 2, в 2021 году возбуждено дел – 6, вынесено предупреждений – 1, предписаний – 1 и в 2022 году возбуждено 1 дело, вынесено предупреждений – 1. Нарушения выявлены при осуществлении закупок товаров, работ, услуг и при исполнении Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».   

Исполнение Плана мероприятий привело к снижению количества нарушений с 8 в
2021 году до 2 в 2022 году.

 

Анализ нормативных правовых актов, связанных с соблюдением требований антимонопольного законодательства

 

Проведен анализ нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, входящие в сферу функционирования антимонопольного комплаенса Муниципальным казенным учреждением города Абакана «Городская правовая служба «Кодекс» (далее – МКУ «ГПС «Кодекс») в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции». Всего было проанализировано порядка 300 действующих нормативных правовых актов, из них 27 входят в сферу функционирования антимонопольного комплаенса, в том числе:

- в сфере земельного законодательства – 9;

- в сфере строительства – 8;

- в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд – 3;

- в сфере малого и среднего предпринимательства – 4;

- в сфере тарифного регулирования – 2;

- в сфере телерадиовещания – 1.

С целю общественного обсуждения на официальном сайте города Абакана (абакан.рф) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в разделе «Документы» во вкладке «Антимонопольный комплаенс: Анализ проектов документов» был размещен Перечень нормативных правовых актов, связанных с соблюдением требований  антимонопольного законодательства, (далее – Перечень актов) для сбора в период с 7 декабря 2022 г. по 26 декабря 2022 г. замечаний и предложений от организаций и граждан.

По данному Перечню актов замечания и предложения не поступили.

По результатам проработки Перечня актов специалистами МКУ «ГПС «Кодекс» установлено, что требуется внесение изменений в:

1) Постановление Администрации города Абакана от 14.02.2017 № 168 «Об утверждении Положения «Об оказании поддержки субъектам малого предпринимательства, участвующим в семейном предпринимательстве по розничной торговле из нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципальных учреждений города Абакана». Необходимо расширить круг возможных получателей поддержки (самозанятые граждане) и изменить состав документов, предоставляемых самостоятельно и в порядке межведомственного взаимодействия (ответственный за внесение изменений КМЭ).

2) Постановление Администрации города Абакана от 06.04.2015 № 732
«Об утверждении Порядка принятия решений о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность». Необходимо привести его в соответствие с решением Совета депутатов города Абакана от 13.02.2018 № 514 «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в городе Абакане» (ответственный за внесение изменений БФУ).

3) Постановление Администрации города Абакана от 26.09.2016 № 1498
«Об утверждении Порядка принятия решений о предоставлении бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты капитального строительства муниципальной собственности и в приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность». Необходимо привести его в соответствие со статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением Совета депутатов города Абакана от 13.02.2018 № 514 «Об утверждении Положения «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в городе Абакане» (ответственный за внесение изменений БФУ).

4) Постановление Администрации города Абакана от 19.04.2022 № 813
«Об утверждении Порядка изменения существенных условий контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд муниципального образования город Абакан в соответствии с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Необходимо привести его в соответствие с частью 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ответственный за внесение изменений БФУ).

5) Постановление Администрации города Абакана от 07.06.2016 № 891 «О Правилах определения требований к закупаемым органами местного самоуправления города Абакана, муниципальными казенными и бюджетными учреждениями города Абакана и муниципальными унитарными предприятиями города Абакана отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)». Необходимо привести его в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2015 № 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» (ответственный за внесение изменений КМЭ).

КМЭ постановлением Администрации г. Абакана от 30.12.2022 № 2559 «О внесении изменений в постановление Администрации города Абакана от 14.02.2017 № 168 «Об утверждении Положения «Об оказании поддержки субъектам малого предпринимательства, участвующим в семейном предпринимательстве по розничной торговле из нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципальных учреждений города Абакана» привел нормативный правовой акт в соответствие, расширив круг возможных получателей поддержки и изменив состав документов, предоставляемых самостоятельно и в порядке межведомственного взаимодействия.

В постановления, указанные в пунктах 2-5, изменения будут внесены БФУ и КМЭ в первом полугодии 2023 года.

 

Анализ проектов нормативных правовых актов на предмет их соответствия антимонопольному законодательству

 

Анализ проектов нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, входящие в сферу функционирования антимонопольного комплаенса, проводился отраслевыми органами Администрации города Абакана, разработчиками соответствующих проектов нормативных правовых актов, путем размещения их на официальном сайте города Абакана (абакан.рф) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию, и сбором замечаний и предложений от организаций и граждан по данным проектам нормативных правовых актов.

Так, в 2022 году для проведения анализа размещено 16 проектов нормативных правовых актов, входящих в сферу функционирования антимонопольного комплаенса, в том числе:

- в сфере земельного законодательства – 7;

- в сфере строительства – 6;

- в сфере малого и среднего предпринимательства – 2;

- в сфере телерадиовещания – 1.

Замечаний и предложений от организаций и граждан по данным проектам не поступило.

 

  1. Об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушенияотраслевыми органами Администрации города Абакана антимонопольного законодательства

 

План мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана утвержден постановлением Администрации города Абакана от 28.04.2022 № 887. Реализация мероприятий возложена на: КМЭ, УКХТ, БФУ, ДГАЗ, ГУО, УКМиС, Управление по делам ГО, ЧС и ПБ.

В течение года:

  1. Для снижения комплаенс рисков нарушений антимонопольного законодательства при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд:

- осуществлялся мониторинг изменений в законодательстве о закупках;

- проводился системный внутренний контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства в сфере закупок;

- расширен перечень закупок у единственного поставщика;

- создана комиссия по повышению устойчивости развития экономики для принятия решения об осуществлении конкретной закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

- повышалась правовая грамотность и уровень квалификации сотрудников;

- увеличена доля закупок через электронный магазин.

  1. Для снижения комплаенс рисков нарушений антимонопольного законодательства при заключении договоров аренды и договоров безвозмездного пользования муниципального имущества и при проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, продажи земельных участков, на право заключения договоров на размещение некапитальных объектов временного использования, рекламы:

- отслеживались изменения в законодательстве в части заключения договоров;

- на постоянной основе проводилась экспертиза аукционной документации специалистами МКУ «ГПС «Кодекс» на право заключения договоров аренды и договоров безвозмездного пользования на соответствие требованиям антимонопольного законодательства при проведении торгов;

- функционируют комиссии по торгам, в компетенцию которых входит обеспечение объективности при рассмотрении заявок на участие в торгах, соблюдение принципов публичности, прозрачности, конкурентности, равных условий для участников торгов, устранение возможностей злоупотребления и коррупции при проведении торгов.

  1. Для снижения комплаенс рисков нарушений антимонопольного законодательства при предоставлении муниципальных преференций:

- постоянно осуществлялся мониторинг изменений в законодательстве, регулирующем предоставлении муниципальных преференций;

- проводилась экспертиза пакетов документов на соответствие условиям предоставления преференций.

  1. Для снижения комплаенс рисков нарушений антимонопольного законодательства при приватизации муниципального имущества:

- осуществлялся мониторинг изменений в законодательстве, регулирующем процедуры приватизации муниципального имущества;

- хозяйствующим субъектам представлялись равные права для участия в приватизации муниципального имущества с учетом требований действующего законодательства;

- проводилась экспертиза проектов договоров на соответствие требованиям антимонопольного законодательства;

- в целях повышения уровня квалификации сотрудниками самостоятельно изучались законодательные нормы, нормативные документы и судебная практика, касающиеся вопросов приватизации муниципального имущества.

  1. Для снижения комплаенс рисков нарушений антимонопольного законодательства при заключении концессионных соглашений:

- осуществлялся контроль за соблюдением требований законодательства и за реализацией концессионного соглашения;

- повышался уровень квалификации сотрудников путем участия в вебинарах.

  1. Для снижения комплаенс рисков нарушений антимонопольного законодательства при оказании финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, самозанятым гражданам:

- вносились изменения в действующие нормативные правовые акты Администрации города Абакана по предоставлению субсидий;

- осуществлялся мониторинг изменений в законодательстве;

- предоставлен равный доступ субъектам МСП и самозанятым гражданам к получению субсидий при объявлении двух отборов.

  1. Для снижения комплаенс рисков нарушений антимонопольного законодательства при предоставлении муниципальных услуг:

- проводился мониторинг актуальности административных регламентов на соответствие действующему законодательству;

- осуществлялся системный внутренний контроль при оказании муниципальных услуг;

- повышался уровень компетенции сотрудников путем самообразования.

  1. Для снижения комплаенс рисков нарушений антимонопольного законодательства при реализации мероприятий по предоставлению субсидий на финансовое обеспечение затрат, связанных с производством теле- и радиопрограмм, освещающих вопросы социально-экономического и культурного развития муниципального образования город Абакан:

- предоставление субсидий осуществлялось в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, разработан порядок предоставления из бюджета города Абакана субсидий на финансовое обеспечение затрат, связанных с производством теле- и радиопрограмм, в соответствии с требованиями федерального законодательства. На регулярной основе осуществлялся мониторинг изменений в законодательстве, регламентирующем предоставление субсидий.

  1. В 2021 году было выявлено наделение муниципального учреждения излишними функциями органа местного самоуправления, что могло повлечь за собой риск нарушения антимонопольного законодательства, поэтому для снижения выявленного комплаенс риска было реализовано следующее мероприятие – повышение уровня правовой экспертизы уставов муниципальных учреждений.

 

 

 

  • О достижении ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса

 

В целях оценки эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Положении об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана в качестве ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса определены: коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Администрации города Абакана, отраслевых органов
по сравнению с предыдущим годом и доля проектов нормативных правовых актов Администрации города Абакана, отраслевых органов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства. Для расчета коэффициента были использованы исходные данные, приведенные в таблице 2.

 

      Таблица 2

 

Данные для расчета коэффициента снижения количества

 нарушений антимонопольного законодательства

 

Отраслевой орган

Количество нарушений

2021 год, ед

Количество нарушений 2022 год, ед

КМЭ

1

0

УКХТ

6

1

ГУО

0

0

Управление по делам ГО, ЧС и ПБ

1

0

ДГАЗ

0

1

УКМиС

0

0

БФУ

0

0

Всего

8

2

Коэффициент определяется по формуле:

 

КСН= КНоп/КНn  , где

 

КСН – коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Администрации города Абакана, отраслевых органов по сравнению с предыдущим годом;

КНоп – количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны Администрации города Абакана, отраслевых органов в отчетном периоде;

КНn – количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны Администрации города Абакана, отраслевых органов в предыдущем году.

Значение ключевого показателя менее 1 считается эффективным.

Таким образом, по результатам расчета значение коэффициента снижения количества нарушений антимонопольного законодательства в Администрации города Абакана в целом составляет 0,25%.

В отчетном периоде в проектах нормативных правовых актов Администрации города Абакана и отраслевых органов риски нарушения антимонопольного законодательства и положения, способствующие нарушению антимонопольного законодательства, не выявлены, поэтому показатель «Доля проектов нормативных правовых актов Администрации города Абакана, отраслевых органов, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства» не был определен.

Таким образом, по результатам проведенной оценки достижения ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса можно сделать вывод о том, что в 2022 году в Администрации г. Абакана система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства признана эффективной.


Обращения граждан

  • Фонд поддержки детей
  • Реестр объектов контроля
  • МСП
  • Единый налоговый счёт
  • Семьеграфия
  • Демография
  • Образование
  • БКАД
  • Культура Гранты
  • Госуслуги
  • Стратегия 2030
  • МФЦ
  • Температурный график в отопительный период 2021-2022 гг.
  • Охрана труда
  • Телефоны экстренных служб
  • Правила городской жизни
  • Защита прав потребителей
  • Комфортная городская среда
  • Опрос
  • Телефон зарплата
  • Книга почета
  • БИЗНЕС-НАВИГАТОР МСП
  • Фонд развития Хакасии
  • Работа в России
  • Защита прав потребителей финансовых услуг
  • Общественная палата Республики Хакасия
  • МФРП
  • Навигатор дополнительного образования детей Республики Хакасия