Меню
Главная Комитет муниципальной экономики Прогноз социально-экономического развития города Абакана на 2020 год и на плановый период 2021 - 2022 годов

Прогноз социально-экономического развития города Абакана на 2020 год и на плановый период 2021 - 2022 годов

16.01.2020

Прогноз
социально-экономического
развития города Абакана
на 2020 год и на плановый период 2021 - 2022 годов

г. Абакан, 2019

 

Пояснительная записка к Прогнозу социально-экономического
развития города Абакана на 2020 год и на плановый период 2021 - 2022 годов

Прогноз социально-экономического развития города Абакана на 2020 год и на плановый период 2021 - 2022 годов (далее - Прогноз) составлен в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением «О бюджетном устройстве, бюджетном процессе и финансовом контроле в городе Абакане», утвержденным Решением Совета депутатов города Абакана от 13.02.2018 № 514, Порядком разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития города Абакана на среднесрочный период, утвержденным Постановлением Администрации города Абакана от 18.09.2019 № 1509.
При составлении Прогноза использовались данные Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2020 - 2024 годы и Прогноз социально-экономического развития Республики Хакасия на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана в работе над Прогнозом руководствовался основными показателями социально-экономического развития муниципального образования город Абакан, Стратегическим планом социально-экономического развития муниципального образования город Абакан до 2021 года, данными Управления Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю, Республике Хакасия и Республике Тыва (далее - Красноярскстат).
Прогноз позволяет на основе базовых данных спрогнозировать показатели, характеризующие состояние экономических объектов, и в целом экономической системы города на период до 2022 г., определить ориентиры устойчивого развития города Абакана на перспективу.
Основными показателями социально-экономического развития города Абакана представлены в Приложении.

1.Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития г. Абакана

Анализ основных тенденций развития города в 2018 году, а также положительная динамика ряда экономических показателей текущего года подтверждают сохранение стабильной ситуации в экономике города Абакана.
Абакан уверенно удерживает лидирующую позицию среди городов и районов республики по показателям объема розничного товарооборота, платных услуг населению и темпам ввода в эксплуатацию жилья. Так по итогам 9-ти месяцев 2019 года оборот розничной торговли организаций города составил 81% оборота розничной торговли в республике, объем платных услуг населению – 69,2% (по аналогичному кругу организаций). Введенная в эксплуатацию общая площадь жилых домов в январе-сентябре 2019 года составила 45,6% в общем объеме жилья, введенного в республике.
Рынок труда и занятости города характеризуется стабильностью. Ежегодная массовая сезонная постановка на учет по безработице в начале календарного года временно повышает значение показателя уровня безработицы. Но постепенный спад количества обращающихся граждан к началу весенне-летнего периода, эффективность мероприятий, проводимых службой занятости по снижению напряженности на рынке труда, внедрение информационно-аналитической системы «Общероссийская база вакансий «Работа в России» ежегодно стабилизирует ситуацию на рынке безработицы.
По итогам 2018 года и предварительной оценке 2019 года наблюдается рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг собственными силами по полному кругу организаций. Вместе с тем, анализ показателей видовой структуры экономики за 9 месяцев 2019 года продемонстрировал спад в ряде производств: в пищевой, в производстве прочей неметаллической минеральной продукции, в производстве конструкций и деталей конструкций из черных металлов. Одновременно произошел резкий рост объемов работ по организации сбора обработки и утилизации отходов. Спад объясняется экономическим кризисом, переживаемым рядом ведущих предприятий города: ООО «Агропромышленная компания «Мавр», ОАО «Хлеб», ООО «Стройсервис», ЗАО АСМУ «Стальконструкция». Рост объемов по сбору, обработке и утилизации отходов произошел в результате вступления на республиканский рынок обращения с отходами регионального оператора ООО «АЭРОСИТИ-2000».
В Абакане сложилась положительная тенденция ежегодного ввода в эксплуатацию объектов социального значения, ориентированная на динамичный естественный прирост населения, увеличение миграционного притока и растущие спортивно-культурные потребности населения города. Каждый год на территории города Абакана вводилось одно учреждение образования (школа либо детский сад) и одно учреждение в сфере культуры и спорта (клубное либо спортивное). Рекордным в этом плане является 2019 год, в котором вводятся в эксплуатацию 5 учреждений (школа на 1000 мест, три детских сада и физкультурно-оздоровительный комплекс).
Достигнутый за январь-август 2019 года уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составил 45 947,3 рубля, что на 4,6% выше аналогичного периода 2018 года.
Индекс потребительских цен в Республике Хакасия за сентябрь 2019 г. к декабрю 2018 г. практически не изменился и составил 102,5% (102,9% в 2018г.).
Индекс цен и тарифов на платные услуги населению вырос на 1,6 процентных пункта и составил 104,3% (102,7% в 2018г.). С начала 2019 г. наибольший рост цен наблюдался на услуги пассажирского транспорта, в частности, подорожали проезд в городском автобусе и троллейбусе и услуги воздушного транспорта. Значительно подорожали услуги жилищно-коммунального хозяйства (в особенности услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами).

2.Оценка факторов и ограничений экономического роста,
характеристика вариантов развития

Основными факторами социально-экономического развития являются:
повышение эффективности использования всех имеющихся ресурсов, определение приоритетов в расходовании средств с учетом их влияния на долгосрочный экономический рост;
создание благоприятной инвестиционной среды и повышение инвестиционной привлекательности, и как следствие, увеличение объема инвестиций в основной капитал;
развитие малого и среднего предпринимательства, как условия устойчивого экономического роста и одновременно как фактора обеспечения социальной стабильности путем усиления мер государственной и муниципальной поддержки;
создание современной инфраструктуры города, ввод объектов социальной сферы;
повышение качества муниципальных услуг в отраслях социальной сферы путем модернизации используемого оборудования и технологий, строительства образовательных объектов (школа, детские сады), развития инновационных технологий;
улучшение жилищных условий населения;
снижение инфраструктурных ограничений роста путем реконструкции автомобильных дорог;
предоставление населению качественных и доступных государственных и муниципальных услуг;
создание условий для развития туристической деятельности;
обеспечение для населения города безопасного состояния окружающей среды;
улучшение демографической ситуации в городе;
повышение эффективности и открытости власти.
При реализации муниципальной экономической политики возникают следующие ограничения экономического роста:
в масштабах Российской Федерации город Абакан занимает периферийное положение, находясь на значительном удалении от основных центров общественно-политической жизни и экономического развития;
высокий уровень транспортных издержек вследствие территориальной отдаленности;
дефицит муниципальных земель и нехватка свободных территорий для строительства;
снижение объемов инвестиций создает серьезные препятствия для развития хозяйственной деятельности средних и крупных предприятий города;
отсутствие высокотехнологичных, наукоемких производств, конкурентоспособных инновационных проектов;
труднодоступность долгосрочных финансовых ресурсов;
миграция капиталов;
рост тарифов на энергетические ресурсы и услуги связи;
ухудшение экологической ситуации.
Прогноз социально-экономического развития города Абакана на 2020 год и на плановый период 2021 - 2022 годов разработан на вариантной основе, включающий два основных варианта –консервативный и базовый.
Консервативный вариант Прогноза разработан на основе прогнозных показателей инфляции и системы цен, предоставленных Министерством экономического развития Республики Хакасия.
Базовый вариант Прогноза сформирован с учетом сохранения существующих тенденций в экономике и социальной сфере, предусматривает увеличение объемов промышленного производства, рост инвестиций в основной капитал, повышение уровня доходов населения потребительского спроса.
Базовый вариант Прогноза предлагается исходным при формировании проекта бюджета города Абакана на 2020 год и на плановый период до 2022 года.

3.Прогноз социально - экономического развития по разделам

3.1.Население

В прогнозируемом периоде сохранятся благоприятные тенденции демографического развития города Абакана.
По данным Красноярскстата численность населения г. Абакана на 1 сентября 2019 г. составила 185,8 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 1 сентября 2018 г. на 0,9 тыс. человек.
В текущем 2019 г. среднегодовая численность населения города по оценке составит 187,2 тыс. человек. В период до 2022 года сохранятся благоприятные тенденции демографического развития города Абакана.
Положительное влияние на демографические процессы будут оказывать меры государственной поддержки материнства и детства, меры, направленные на увеличение продолжительности жизни и снижение смертности, в том числе за счет формирования у жителей города мотивации к здоровому образу жизни, стимулирование к занятиям физкультурой и спортом.
Общий коэффициент рождаемости имеет тенденцию небольшого роста в 2018 - 2019 годах (12,4 и 12,5 соответственно). В период до 2022 года коэффициент рождаемости прогнозируется на уровне 12,8 родившихся на 1000 человек населения. Положительно на увеличение рождаемости влияет реализация мер по государственной и муниципальной поддержке семей с детьми. Наиболее важными из них являются расширение возможностей использования средств материнского (семейного) капитала, выплата пособий семьям с детьми в размерах, индексируемых с учетом динамики инфляции, установление ежемесячной денежной выплаты при рождении третьих и последующих детей до достижения ими возраста от полутора до трех лет.
В связи с тем, что в городе, также как и в Российской Федерации, наблюдаются тенденции демографического старения населения, значительного снижения коэффициента общей смертности не ожидается. По оценке 2019 года коэффициент смертности составит 10,25 умерших на 1000 человек населения. В период до 2022 года прогнозируется снижение коэффициента смертности до 9,7 умерших на 1000 человек населения.
Основными факторами сохранения демографического потенциала продолжает оставаться естественный и миграционный прирост населения. Устойчивая тенденция превышения рождаемости над смертностью сохранится на протяжении всего периода до 2022 г. По оценке в 2019 г. наблюдается естественный прирост населения, число родившихся превысит число умерших на 410 чел.
Демографическая политика, направленная на снижение преждевременной смертности, улучшение репродуктивного здоровья населения, повышение уровня рождаемости, укрепление института семьи, увеличение продолжительности жизни позволяют прогнозировать увеличение показателя естественного прироста населения.
Коэффициент естественного прироста по оценке в 2019 г. составит 2,1 на 1 000 человек населения. В период до 2022 года коэффициент естественного прироста населения прогнозируется на уровне 2,2.
В 2019 г. наблюдается передвижение населения с преобладанием притока населения в город, в 2020-2022 гг. прогнозируется незначительный спад миграционного прироста за счет снижения внутрирегиональной миграции, а также за счет выезда населения в пределах России. По оценке в 2019 г. коэффициент миграционного прироста составит 95,0 на 10 000 человек населения. В период до 2022 года коэффициент миграционного прироста прогнозируется на уровне 100,0 на 10 000 человек населения.
В связи с отсутствием на территории города Абакана свободных земельных участков, которыми муниципальное образование вправе распоряжаться в целях предоставления их гражданам бесплатно для индивидуального жилищного строительства, с согласия граждан земельные участки могут быть предоставлены на территории другого муниципального образования. Это может повлиять на процессы миграции населения из города в будущем.
В 2018 году при формировании Прогноза на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов была заложена более оптимистическая тенденция, которая не подтвердилась фактом уточненных данных Красноярскстата.

3.2.Промышленное производство

В 2020 – 2022 годах прогнозируется дальнейшее увеличение объема отгруженных товаров предприятий города Абакана в действующих ценах.
Развитие промышленного сектора экономики города способствует обеспечению стабильного пополнения доходной части бюджета города, привлечению инвестиций в экономику, решает вопросы занятости населения, обеспечения граждан качественными товарами и услугами.
В городе Абакане сформирован многоотраслевой промышленный узел республики, в котором функционируют предприятия и организации различных форм собственности. Осуществляют деятельность предприятия перерабатывающей, легкой промышленности, развивается производство строительных материалов, мебельное производство. В городе также успешно развиваются хлебопекарное производство, производство колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, мясных консервов, переработка рыбы свежемороженой и производство рыбных пресервов, растет выпуск продукции тепличного хозяйства. Имеются предприятия по производству: окон и дверей, железобетонных изделий, крепежа и инструментов для крепежа, лакокрасочной продукции, лесо-, пиломатериалов, металлических, кованых изделий, металлоконструкций, отделочных материалов, строительных материалов и конструкций, труб и трубопроводной арматуры.
Для города характерно преобладание «обрабатывающих производств» в структуре промышленного производства. По оценке в 2019 г. объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по виду деятельности «обрабатывающие производства» увеличится на 4,2% по сравнению с прошлым годом. На предстоящий период до 2022 года с учетом индекса производства и индекса-дефлятора прогнозируется ежегодный рост промышленного производства на 4,7%.
В прошлом году при анализе оценки 2018 года показатели объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных товаров и услуг собственными силами по виду деятельности «обрабатывающие производства» были значительно выше, в связи с тем, что показатели были представлены по полному кругу организаций. В 2019 году статистическая отчетность Красноярскстатом составляется только по крупным и средним организациям, и поэтому данные за текущий год представлены только по крупным и средним организациям и, соответственно, ниже уровня 2018 года.
В сфере «обеспечения электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» по итогам 2019 года будет наблюдаться рост в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по сравнению с прошлым годом на 37,8%. На предстоящий период до 2022 года прогнозируется ежегодный рост на 8,0%.
По оценке в 2019 году рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в сфере «водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» составит 5,4%. На предстоящий период до 2022 года прогнозируется ежегодный рост на 8,2%.


3.3.Строительство

По оценке 2019 года объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство» составит 2 768,92 млн. руб. или 105,8% в сопоставимых ценах предыдущего года. На предстоящий период до 2022 года планируется ежегодный рост на 10%.
В городе Абакане в предстоящем периоде будет продолжено строительство объектов инженерной, коммунальной, дорожной и социальной инфраструктур. Планируется строительство и сдача в эксплуатацию следующих крупных объектов за счет всех источников финансирования:
Спортивный комплекс «Абакан» III очередь (манеж);
Спортзал в Красном Абакане по ул. Кедровая;
Центр настольного тенниса по ул. Катанова;
Центр единоборств;
Общеобразовательная школа на 1000 мест в 8 мкр. I жилом районе;
Благовещенский храм в г. Абакане по ул. Стофато;
27 многоквартирных жилых домов.
Продолжается реконструкция следующих объектов:
Цех по производству ЖБИ НО «МЖФ г. Абакана»;
Кирпичный завод НО «МЖФ г. Абакана»;
Детская художественная школа им. Д.И. Каратанова (первый корпус).
Большой объем работ запланирован в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» следующих улиц:
ул. Пушкина в границах ул. Некрасова – ул. Маршала Жукова;
ул. Крылова в границах ул. Кати Перекрещенко – ул. Щетинкина;
ул. Павших Коммунаров в границах ул. Деповская – ул. Нагорная;
ул. Фабричная в границах ул. Крылова – ул. Ипподромная;
ул. Розы Люксембург в границах ул. Павших Коммунаров – ул. Гавань.

3.4.Торговля и услуги населению

Потребительский рынок продолжает оказывать влияние на поддержание общеэкономической динамики. В ответ на потребительские предпочтения и требования к ассортименту, качеству и доступности предоставляемой продукции и услуг увеличивается доля современных форм торговли и обслуживания населения, повышается уровень конкурентоспособности, что способствует росту оборота розничной торговли и платных услуг населению.
Оборот розничной торговли по полному кругу организаций г. Абакана по оценке 2019 года составит 71 687,20 млн руб., что на 7,7% выше, чем в предыдущем году. В период до 2022 года прогнозируется рост: 2020 г. – на 5,5%, 2021 г. – на 5,4%, 2022 г. – на 5,5%.
Общественное питание является динамично развивающимся сегментом потребительского рынка. Оборот общественного питания крупных и средних организаций г. Абакана по оценке в 2019 г. составит 119,48 млн руб., темп роста в фактических ценах – 101,6% к уровню 2018 г. На предстоящий период 2020-2022 гг. с учетом темпов роста, прогнозируется рост: 2020 г. – на 2,1%, 2021 г. – на 2,5%, 2022 г. – на 2,6%.
По оценке в 2019 г. платные услуги по полному кругу организаций г. Абакана составят 12 996,0 млн руб., что на 5,0% больше, чем в предыдущем периоде. На предстоящий период 2020-2022 гг., с учетом темпа роста и индекса-дефлятора, прогнозируется рост объема платных услуг, оказываемых населению: в 2020 г. - на 5,3%, в 2021 г. – на 5,5%, в 2022 г. – на 6,2%.
Определяющими факторами в прогнозном периоде, которые будут оказывать влияние на развитие рынка потребительских услуг, по-прежнему останутся платежеспособный спрос населения, ценовая политика предприятий и учреждений, оказывающих услуги, инфляционные процессы экономики.

 


3.5.Инвестиции

Инвестиционная активность в прогнозном периоде будет возрастать за счет строительства и реконструкции общественно значимых объектов в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, строительства и реконструкции объектов дорожно-транспортной и инженерной инфраструктуры.
Инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций в городе Абакане, по оценке 2019 г., оцениваются в объеме 9 016,4 млн руб. Увеличение объема инвестиций в основной капитал в 2020 – 2022 гг. ожидается от 8 278,0 млн. руб. до 9 635,4 млн. руб.
Инвестиционная деятельность хозяйствующих субъектов осуществляется за счет собственных (26%) и привлеченных (74%) средств.
Анализ динамики инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций показывает, что в 2018 г. произошел значительный рост, в 2,4 раза, за счет организаций, занятых видом деятельности «транспортировка и хранение», где были единовременные капитальные вложения в производство, вследствие этого в 2019 г. наблюдается спад инвестиций.

3.6.Труд и занятость

По данным ГКУ РХ «Центр занятости населения» среднегодовая численность занятых в экономике по оценке в 2019 году составит 83,9 тыс. человек.
Основная доля занятых в экономике по оценочным данным 2019 года работает на предприятиях и организациях государственной и муниципальной форм собственности – 48,5%, с частной формой собственности – 43,9%, в смешанной форме собственности – 5,4% и в иностранной, совместной российской и иностранной – 2,2%.
Учитывая политику, проводимую на всех уровнях власти в целях повышения реальных доходов населения, в период с 2020 по 2022 годы повышение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в целом по муниципальному образованию прогнозируется в пределах от 104,6% до 117%.
В предстоящем периоде 2020-2022 гг. прогнозируется положительная динамика численности работников организаций (без внешних совместителей) от 59,3 тыс. человек до 59,6 тыс. человек.

Скачать полный текст прогноза


Обращения граждан

  • Госуслуги
  • Стратегия 2030
  • МФЦ
  • Температурный график в отопительный период 2020-2021 гг.
  • Год памяти и славы
  • Охрана труда
  • Телефоны экстренных служб
  • Правила городской жизни
  • Защита прав потребителей
  • Комфортная городская среда
  • Опрос
  • Телефон зарплата
  • Книга почета
  • БИЗНЕС-НАВИГАТОР МСП
  • Фонд развития Хакасии
  • Работа в России
  • Фонд поддержки детей
  • Защита прав потребителей финансовых услуг
  • Общественная палата Республики Хакасия
  • МФРП
  • Пошаговая инструкция настройки приема цифрового эфирного телевидения
  • Навигатор дополнительного образования детей Республики Хакасия
  • Демография
  • Образование
  • БКАД