ДОКЛАД
ГЛАВЫ ГОРОДА АБАКАНА
о состоянии и развитии конкурентной среды на товарных рынках на территории муниципального образования город Абакан в 2021 году
В рамках заключенного Соглашения между Министерством экономического развития Республики Хакасия и Администрацией муниципального образования город Абакан о сотрудничестве по внедрению стандарта развития конкуренции на территории Республики Хакасия от 30.12.2019 внедрение стандарта развития конкуренции в муниципальном образовании город Абакан осуществляется с 2020 года:
- утвержден постановлением Администрации города Абакана от 11.06.2020 № 910 План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в муниципальном образовании город Абакан на 2020 - 2022 годы (далее – План);
- определён уполномоченный орган, ответственный за разработку мероприятий и координацию деятельности, осуществляемой органами местного самоуправления города Абакана, направленной на развитие конкуренции в городе Абакане, - Комитет муниципальной экономики Администрации города Абакана;
- наделен полномочиями по развитию конкурентной среды Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации города Абакана.
В 2021 году План был актуализирован, изменения были внесены постановлением Администрации города Абакана от 04.10.2021 № 1785 «О внесении изменений в План мероприятий («дорожную карту») по содействию развитию конкуренции в муниципальном образовании город Абакан на 2020 - 2022 годы, утвержденный постановлением Администрации города Абакана от 11.06.2020 № 910».
В Плане представлены мероприятия по двум основным направлениям:
- системные мероприятия на муниципальном уровне по содействию развитию конкуренции в муниципальном образовании город Абакан;
- перечень товарных рынков и мероприятий по содействию развитию конкуренции в муниципальном образовании город Абакан.
К системным мероприятиям по содействию развитию конкуренции в муниципальном образовании город Абакан отнесены следующие мероприятия:
1. Развитие конкурентоспособности товаров, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства
В 2021 году на территории города Абакана осуществляли деятельность 8889 организаций малого и среднего предпринимательства, в том числе 5567 индивидуальных предпринимателей.
Для решения части существующих проблем развития малого и среднего предпринимательства реализуется подпрограмма «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы в городе Абакане» Муниципальной программы «Создание условий для устойчивого социально-экономического развития города Абакана», утвержденной постановлением Администрации города Абакана от 14.10.2020 № 1750. Основными мероприятиями подпрограммы являются финансовая, имущественная, консультационная и информационная поддержка.
С 01.07.2020 на территории Республики Хакасия введен специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход». По состоянию на 01.10.2021 количество физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, которые перешли на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятые граждане) составило 2 273 человека. Самозанятым гражданам предоставляются все виды поддержки наравне с другими субъектами бизнеса.
С целью повышения уровня налоговой и финансовой грамотности, вовлечения большего количества жителей города и молодежи в предпринимательскую деятельность проведены обучающие мероприятия Недели предпринимательства и Партнёрских встреч, в которых приняли участие 791 человек, проведены конкурсы: «Предпринимательский турнир», «Лучшие в бизнесе», «Бизнес-леди».
Имущественная поддержка субъектам малого и среднего бизнеса оказывается в форме передачи в аренду муниципальных нежилых помещений и земельных участков в предусмотренном законом порядке. С этой целью сформирован перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Финансовая поддержка субъектов малого и среднего бизнеса осуществляется в виде предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым гражданам. В 2021 году из городского бюджета предоставлены субсидии по 5 соглашениям на сумму 820 тыс. руб.
Информационно-консультационную поддержку по вопросам ведения предпринимательской деятельности, изменений в законодательстве, мерах и видах муниципальной (государственной) поддержки получили 4398 человек.
В целях формирования инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Комитетом муниципальной экономики Администрации города Абакана в 1995 году учреждена Некоммерческая организация «Муниципальный фонд развития предпринимательства» (далее – НО «МФРП»), которая участвовала в реализации всех мероприятий подпрограммы «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы в городе Абакане».
На базе НО «МФРП» организован Центр содействия малому и среднему предпринимательству, работающий по принципу «одного окна», в который в 2021 году обратилось 680 человек.
Сотрудники НО «МФРП» оказывали бесплатные и платные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, самозанятым, гражданам, желающим заняться предпринимательской деятельностью: методические (бизнес-планирование, ведение бухгалтерского и налогового учета, подготовка пакета документов для государственной регистрации, получения кредита, господдержки и иных направлений); информационные (предоставление сведений об оказываемой поддержке органами местного самоуправления и исполнительной власти); консультационные (помощь в принятии решения о начале предпринимательской деятельности).
На сайте НО «МФРП» активно освещается реализация программ поддержки предпринимательства в городе Абакане и Республике Хакасия, на регулярной основе размещаются публикации, направленные на формирование положительного имиджа предпринимательства, функционируют регулярно обновляемые ссылки на анонсы мероприятий и интернет-сервисы для субъектов МСП. За 2021 год размещено 355 публикации в новостной ленте и на главной странице сайта мфрп.абакан.рф.
На базе НО «МФРП» 25.05.2021 открыт Коворкинг «Абакан», где субъекты МСП, самозанятые и граждане, желающие заняться предпринимательской деятельностью, могут бесплатно арендовать рабочее место или самостоятельно разработать бизнес-план для получения государственной поддержки. Услугами Коворкинга «Абакан» за отчетный период воспользовались 86 чел.: 5 – с целью посещения семинара «Как открыть свое дело», 81 – с целью самостоятельной разработки бизнес-планов для получения финансовой государственной поддержки на организацию предпринимательской деятельности.
Показатели «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе руководителей и специалистов), самозанятых граждан, повысивших свой профессиональный уровень посредством участия в обучающих мероприятиях» и «Количество субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых граждан, получивших консультационную поддержку» перевыполнены и составили 791 человек и 4398 человек соответственно.
2. Обеспечение прозрачности и доступности закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
Размещение закупок для муниципальных нужд осуществляют 113 муниципальных организаций. Все заказчики строго соблюдают требования законодательства и муниципальных нормативно правовых актов при проведении закупок.
В 2021 году произведена регистрация всех заказчиков в электронных магазинах для последующего осуществления закупок малого объёма в электронной форме посредствам таких магазинов, осуществлены пробные закупки в различных магазинах. Применение данного инструмента позволит обеспечить большую открытость и прозрачность закупок у единственного поставщика.
По результатам национального рейтинга прозрачности закупок в 2021 году город Абакан надежно закрепился в группе городов с высоким уровнем прозрачности закупок. Абакан занял 23-е место среди 84 заказчиков муниципального уровня, получив, как и город Красноярск, находящийся в рейтинге ниже Абакана на четыре позиции, оценку «Высокая прозрачность». Среди городов Сибирского федерального округа, принявших участие в исследовании (Новосибирск, Красноярск, Кемерово, Барнаул, Новокузнецк, Омск, Томск), это наилучший результат по итогам года.
Показатели «Доля конкурентных закупок, осуществляемых в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», проведенных для муниципальных заказчиков города Абакана с участием Уполномоченного органа, обеспечивающего установление единых правил осуществления закупок, единых требований к участникам таких закупок, закупаемой продукции, заполнению заявок» и «Доля конкурентных закупок, осуществленных у субъектов малого и среднего предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организации» выполнены и составили 100% и 20% соответственно.
3. Устранение избыточного муниципального регулирования, а также снижение административных барьеров
Одним из способов устранения избыточного муниципального регулирования является проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов, проводимой в соответствии с Законом Республики Хакасия от 07.11.2014 № 92-ЗРХ «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности». В течение 2021 года было рассмотрено 74 проекта нормативных актов, в том числе 22 проекта решений Совета депутатов города Абакана и 52 проекта постановлений Администрации города Абакана. Кроме того, в соответствии с утвержденным на 2021 год планом проведена экспертиза трех ранее принятых нормативных актов, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Показатель «Доля проектов нормативных правовых актов, по которым была получена положительная оценка регулирующего воздействия, от общего числа проектов нормативных правовых актов, поступивших для проведения оценки» выполнен и составил 100 %.
4. Совершенствование процессов управления в рамках полномочий органов местного самоуправления, закрепленных за ними законодательством Российской Федерации, объектами муниципальной собственности, а также ограничение влияния на товарных рынках муниципальных предприятий
Ежегодно утверждается план приватизации муниципальной собственности и размещается на официальном сайте Администрации города Абакана (www.абакан.рф).
Всего в муниципальной собственности на 01.01.2022 находится 8 муниципальных предприятий, 24.12.2021 завершена процедура ликвидации по решению учредителя Муниципального предприятия г. Абакана «Абаканские тепловые сети».
Показатель «Наличие плана приватизации муниципальной собственности» выполнен и составил 1 ед., а показатель «Количество муниципальных предприятий» перевыполнен и составил 8 ед.
5. Создание условий для недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки
На официальном сайте Администрации города Абакана (www.абакан.рф) в разделе «Развитие конкуренции» размещаются документы, принимаемые в целях содействия развитию конкуренции.
Показатель «Наличие на официальном сайте муниципального образования город Абакан раздела «Содействие развитию конкуренции», поддерживаемого в актуальном состоянии» выполнен.
6. Обеспечение целевого использования муниципальных объектов недвижимого имущества, в том числе в социальной сфере
На 01.01.2022 стоимость основных фондов, находящихся в собственности муниципального образования город Абакан, составила 23 918 млн руб. Состав и стоимость муниципального имущества отражены в таблице:
Состав и стоимость муниципального имущества, млн руб.
Наименование показателя |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
1. Стоимость муниципального имущества, в том числе: |
20886 |
22130 |
23918 |
жилой фонд |
262 |
277 |
292 |
земельные участки |
8122 |
8047 |
8391 |
нежилые здания, помещения, сооружения, объекты инженерной инфраструктуры |
12171 |
13454 |
14879 |
транспортные средства |
331 |
352 |
356 |
2. Имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за МП и МУ |
15029 |
12137 |
12680 |
3. Имущество муниципальной казны |
5857 |
9993 |
11238 |
Всего в муниципальной собственности на 01.01.2022 находится 8 муниципальных предприятий, 4 муниципальных казенных учреждения, 102 муниципальных бюджетных учреждения, 5 муниципальных автономных учреждений.
Все объекты, закрепленные на праве хозяйственного ведения за муниципальными предприятиями, и на праве оперативного управления за муниципальными учреждениями, используются по целевому назначению для осуществления уставных видов деятельности.
В 2021 году было проведено 212 проверок использования муниципальных объектов недвижимого имущества, переданного в аренду и безвозмездное пользование, фактов нецелевого использования не выявлено.
Показатель «Доля объектов муниципальной собственности города Абакана, в том числе используемых в социальной сфере, которые используются по назначению» выполнен и составил 100%.
7. Обеспечение равных условий доступа к информации о муниципальной собственности, в том числе имуществе, включаемом в перечни для предоставления на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства, о реализации такого имущества или предоставлении его во владение и (или) пользование, а также о ресурсах всех видов, находящихся в муниципальной собственности, путем размещения указанной информации на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов torgi.gov.ru и на официальном сайте муниципального образования город Абакан в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
Перечень муниципального имущества города Абакана, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает 170 объектов и размещен на официальном сайте Администрации города Абакана (www.абакан.рф). В 2021 году Перечень был дополнен 2 новыми объектами, при этом из него исключено 9 объектов в связи с подачей заявлений о реализации преимущественного права от арендаторов на выкуп арендованных помещений.
Извещения о проведении торгов о продаже 10 объектов муниципального имущества, о проведении торгов на право заключения договоров аренды на 32 объекта муниципального имущества были размещены на официальном сайте Администрации города Абакана и на сайте www.torgi.gov.ru.
Ежеквартально актуализируются сведения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» об объектах имущества, включенных в Реестр муниципальной собственности города Абакана, на официальном сайте Администрации города Абакана.
Информация о получателях поддержки размещается на сайте налоговым органом, которому ежемесячно предоставляется информация для включения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки.
Показатели «Доля размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информационных сообщений о проведении торгов от общего количества объявленных торгов» и «Доля актуализированных сведений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» об объектах имущества, включенных в Реестр муниципальной собственности города Абакана, от общего количества муниципального имущества, информация о котором подлежит опубликованию» выполнены и составили по 100%.
8. Разработка и утверждение административных регламентов предоставления муниципальных услуг, предоставление которых является необходимым условием ведения предпринимательской деятельности, перевод предоставления данных услуг в электронную форму на территории муниципального образования город Абакан
В Администрации г. Абакана разработаны и утверждены 33 административных регламента предоставления муниципальных услуг, предоставление которых является необходимым условием ведения предпринимательской деятельности. Из них по плану перевода оказания муниципальных услуг в электронную форму на 2021 год - 15 муниципальных услуг. В 2022 году планируется перевести еще 12 муниципальных услуг в электронную форму.
Показатель «Доля услуг, предоставляемых в электронной форме от общего количества услуг, предоставление которых является необходимым условием ведения предпринимательской деятельности» выполнен и составил 100%.
В 2021 году проведены мероприятия по содействию развитию конкуренции на товарных рынках муниципального образования город Абакана, предусмотренные Планом, а именно:
1. Рынок услуг дошкольного образования детей
В городе Абакане по состоянию на 01.01.2022 деятельность в сфере дошкольного образования осуществляют 56 организаций, в том числе: 49 муниципальных организаций дошкольного образования, 5 организаций частной формы собственности в статусе юридического лица, имеющие лицензии, а также на базе 2 общеобразовательных организаций реализуются программы дошкольного образования.
Общее количество детей, получающих услуги дошкольного образования, составило 13 793 человека, в том числе в частных детских садах - 368 человек.
Целевые значения показателей выполнены и составили: «Доля обучающихся дошкольного возраста в частных дошкольных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, в общей численности обучающихся дошкольного возраста в образовательных организациях» – 2,6%, «Количество договоров аренды с частными дошкольными образовательными учреждениями» - 2 шт.
2. Рынок теплоснабжения (производство и передача тепловой энергии)
Теплоснабжение (производство тепловой энергии) на территории города Абакана осуществляется 8 источниками теплоснабжения (котельными) в том числе: централизованное теплоснабжение осуществляется ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» филиал «Абаканская ТЭЦ» и 7 котельными ООО «Южно-Сибирская теплосетевая компания».
Администрация г. Абакана, ООО «Южно-Сибирская теплосетевая компания», Правительство Республики Хакасия заключили концессионное соглашение от 20.12.2017 № 62-Д в отношении объектов теплоснабжения на территории муниципального образования город Абакан Республики Хакасия, в соответствии с которым ООО «Южно-Сибирская теплосетевая компания» эксплуатирует, осуществляет ремонт и реконструкцию тепловых сетей.
Целевоезначение показателя «Доля организаций частной формы собственности в сфере теплоснабжения (производство тепловой энергии)» выполнено и составляет 100 %.
3. Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок
Регулярные пассажирские перевозки в городе по состоянию на 01.01.2022 осуществляют 34 индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Маршрутную сеть муниципального образования город Абакан обслуживают 180 автобусов и действует 48 автобусных маршрутов.
Целевое значение показателя «Доля услуг (работ) по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, оказанных (выполненных) организациями частной формы собственности» выполнено и составляет 100 %.
4. Рынок услуг связи, в том числе услуг по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»
На территории города Абакана по данным Федеральной службы на надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации услуги по предоставлению широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» осуществляют 18 организаций частной формы собственности (интернет-провайдеры).
Количество объектов, размещенных на землях и земельных участках, находящихся в муниципальной и государственной неразграниченной собственности на территории города Абакана и используемых операторами связи для размещения и строительства сетей и сооружений связи, в 2019 году составило 7 объектов, в 2021 году – 12 объектов.
Целевое значение показателя «Увеличение количества объектов, используемых операторами связи для размещения и строительства сетей и сооружений связи, по отношению к показателям 2019 года» выполнено и составляет 71%.
5. Рынок жилищного строительства
В течение 2021 года на территории города Абакана введены в эксплуатацию многоквартирные дома общей площадью 128 040,1 кв. м., построенные следующими застройщиками: НО «МЖФ г. Абакана», ООО «СЗ «МАВ-Строй», ООО «СЗ «Людвиг», ООО «СЗ «Жилстрой», ООО «Власта Инвест», ООО «Трансстрой», ООО СЗ «Новосёл», ООО «ГазТранс», АО «Черногорскпромстрой».
Целевое значение показателя «Доля организаций частной формы собственности в сфере жилищного строительства» выполнено и составляет 100%.
План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в муниципальном образовании город Абакан на 2021 год выполнен, все целевые значения показателей достигнуты.