ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы |
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального жилищного контроля на 2023 год (далее – Программа профилактики) |
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 № 990 «Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям»; Решение Совета депутатов г. Абакана от 23.11.2021 № 330 «Об утверждении Положения о муниципальном жилищном контроле» (далее - Положение о муниципальном жилищном контроле) |
Разработчик программы |
УКХТ (далее – контрольный орган) |
Вид муниципального контроля |
Муниципальный жилищный контроль |
Цели программы |
- стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами; - устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; - создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения |
Задачи программы |
- укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований жилищного законодательства (далее – обязательных требований); - выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, разработка мероприятий, направленных на устранение нарушений обязательных требований; - повышение правосознания и правовой культуры юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в сфере соблюдения обязательных требований. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
- развитие системы профилактических мероприятий контрольного органа; - повышение уровня правосознания и правовой грамотности контролируемых лиц; - снижение издержек контрольной деятельности и административной нагрузки на контролируемых лиц; - снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям |
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального жилищного контроля на 2023 год (далее – Программа профилактики) разработана в рамках реализации возложенных на Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана (далее - контрольный орган) полномочий по осуществлению муниципального жилищного контроля.
Программа профилактики рисков причинения вреда содержит: анализ текущего состояния осуществления муниципального жилищного контроля, описание текущего развития профилактической деятельности контрольного органа, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики, цели и задачи реализации Программы профилактики, перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения и показатели результативности и эффективности Программы профилактики.
Мероприятия по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального жилищного контроля осуществляются должностными лицами контрольного органа, уполномоченными на осуществление муниципального жилищного контроля.
Под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность контрольных органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.
Предметом муниципального жилищного контроля являются:
1) соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами (далее – контролируемые лица) следующих обязательных требований в отношении муниципального жилищного фонда:
а) требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме;
б) требований к формированию фондов капитального ремонта;
в) требований к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
г) требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
д) правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
е) правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения;
ж) правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов;
з) требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов;
и) требований к порядку размещения ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства;
к) требований к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах;
л) требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования;
2) исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных мероприятий.
Объектами муниципального жилищного контроля (далее – объект контроля) являются:
1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
2) результаты деятельности граждан и организаций, в том числе работы и услуги, к которым предъявляются обязательные требования;
3) жилые помещения муниципального жилищного фонда, здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая земельные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, другие объекты, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются, к которым предъявляются обязательные требования (далее – производственные объекты).
В рамках реализации полномочий по профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольным органом осуществляется мониторинг правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий в рамках осуществления муниципального жилищного контроля, с целью дополнения существующего перечня нормативно-правовых актов.
На постоянной основе организованно информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в виде проведения консультаций в телефонном режиме, посредством личного приема, а также разъяснительной работы непосредственно в ходе осуществления проверочных мероприятий в целях применения мер по устранению нарушений.
Кроме того, в случае обнаружения признаков готовящихся нарушений обязательных требований контрольный орган объявляет предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Основной проблемой в подконтрольной сфере ведения, на решение которой направлена Программа профилактики, является низкий уровень осведомленности контролируемых лиц относительно обязательных требований, предъявляемых к ним законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами в сфере жилищного законодательства, влекущий за собой нарушение таких требований. Кроме того, проблематику рассматриваемой сферы составляет низкий уровень правового сознания и правовой культуры контролируемых лиц, обуславливаемый естественными социально-экономическими условиями.
В связи с чем, путями решения проблем являются:
1) повышение уровня правосознания контролируемых лиц, а также формирование ответственного отношения к исполнению своих правовых обязанностей;
2) своевременное информирование контролируемых лиц об изменениях в системе обязательных требований;
3) формирование единого понимания обязательных требований у всех сторон контролируемой деятельности;
4) вовлечение контролируемых лиц в регулярное взаимодействие с контрольным органом по вопросам профилактики нарушений обязательных требований;
5) снижение административного воздействия на контролируемых лиц, оказываемого излишними контрольными мероприятиями;
6) повышение доверия населения к контрольному органу, в том числе за счет повышения прозрачности контрольной деятельности, создание благоприятного имиджа контрольного органа;
7) разработка, внедрение и совершенствование механизма профилактических мероприятий внутри контрольного органа.
Положением о муниципальном жилищном контроле предусмотрено проведение плановых проверок. Но в связи с тем, что все объекты контроля отнесены к низкой категории риска, плановые проверки в 2022 году не проводились.
В связи с ограничениями, установленными постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2022 году не проводились и внеплановые контрольные мероприятия.
В целях предупреждения нарушений контролируемыми лицами обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих указанным нарушениям, УКХТ осуществлялись мероприятия по профилактике таких нарушений в рамках программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального жилищного контроля на 2022 год, утвержденной приказом Управления коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Абакана от 17.12.2022 № 180.
В 2022 году в соответствии с планом мероприятий по профилактике нарушений законодательства в сфере муниципального жилищного контроля на территории города Абакан на 2022 год осуществлялись следующие мероприятия: информирование, консультирование, объявление предостережения.
С целью осуществления информирования на сайте города (абакан.рф) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещалась информация в отношении проведения муниципального жилищного контроля на территории города Абакана согласно требований статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
В рамках консультирования контролируемым лицам даны разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального жилищного контроля. Общее количество консультирований – 34. Подконтрольным субъектам объявлено 15 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Наиболее актуальные проблемы, по которым проводились профилактические мероприятия в 2022 году: содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Мониторинг состояния контролируемыми лицами в сфере жилищного законодательства выявил, что ключевыми и наиболее значимыми рисками являются нарушения, предусмотренные частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно - ненадлежащее исполнение услуги по управлению многоквартирным домом и (или) выполнение работ по содержанию общего имущества в таком доме.
Одной из причин вышеуказанных нарушений является различное толкование подконтрольными субъектами действующего жилищного законодательства и позиция подконтрольных субъектов о необязательности соблюдения этих требований.
Наиболее значимым риском является факт причинения вреда объектам жилищного фонда вследствие нарушения жилищного законодательства подконтрольными субъектами, в том числе вследствие действий (бездействия) должностных лиц подконтрольных субъектов, и (или) иными лицами, действующими на основании договорных отношений с контролируемыми лицами.
Проведение профилактических мероприятий, направленных на соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований жилищного законодательства, на побуждение контролируемых лиц к добросовестности, будет способствовать повышению их ответственности, а также снижению количества совершаемых нарушений.
Целями профилактической работы являются:
1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами;
2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
3) создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения;
Задачами профилактической работы являются:
1) укрепление системы профилактики нарушений обязательных требований;
2) выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, разработка мероприятий, направленных на устранение нарушений обязательных требований;
3) повышение правосознания и правовой культуры юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в сфере жилищного законодательства.
Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон о контроле).
При осуществлении муниципального жилищного контроля контрольным органом проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Контрольным органом могут проводиться профилактические мероприятия, не предусмотренные настоящей Программой профилактики.
Перечень профилактических мероприятий с указанием сроков (периодичности) их проведения, а также лиц, ответственных за их осуществление, предусмотрен в приложении к настоящей Программе профилактики.
Достижение показателей результативности и эффективности Программы профилактики способствует предотвращению и сокращению количества нарушений обязательных требований законодательства в подконтрольной сфере контролируемыми лицами, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований законодательства в подконтрольной сфере.
Наименование показателя |
Отчетный период – 2023 год |
1. Доля проведенных профилактических мероприятий от запланированных |
100% |
2. Полнота информации, размещенной на официальном сайте контрольного органа в сети «Интернет» в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31 июля 2021 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» |
100% |
3. Доля выданных предостережений по отношению к поступившей в контрольный орган информации о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований |
100% |
По итогам оценки эффективности реализации Программы профилактики определяется уровень профилактической работы контрольного органа:
Итоговая оценка эффективности реализации Программы профилактики |
Выполнено менее 50% профилактических мероприятий |
Выполнено от 51% до 80% профилактических мероприятий |
Выполнено от 81% до 90% профилактических мероприятий |
Выполнено от 91% до 100% профилактических мероприятий |
Уровень результативности профилактической работы контрольного органа |
Недопустимый уровень |
Низкий уровень |
Плановый уровень |
Уровень лидерства |
Приложение 1 к Программе профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального жилищного контроля на 2023 год
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, СРОКИ (ПЕРИОДИЧНОСТЬ) ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
№ |
Вид мероприятия |
Форма мероприятия |
Подразделение и (или) должностные лица контрольного органа, ответственные за реализацию мероприятия |
Сроки (периодичность) проведения |
Ожидаемый результат |
1. |
Информирование |
Размещение и актуализация на официальном сайте города Абакана в сети «Интернет» (абакан.рф) в разделе «Муниципальный контроль» (далее – официальный сайт контрольного органа) сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона о контроле. |
Инспекторы по муниципальному контролю |
По мере принятия или внесения изменений |
Повышения уровня правовой грамотности контролируемых лиц |
Размещение руководств по соблюдению обязательных требований, разработанных и утвержденных в соответствии с Федеральным законом «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», иных разъяснительных материалов, информационных писем в средствах массовой информации и на официальном сайте контрольного органа. |
По мере поступления информации о разработке федеральными органами исполнительной власти соответствующих руководств |
Предупреждение нарушения обязательных требований законодательства |
|||
Проведение контрольным органом публичных мероприятий (круглых столов, семинаров, вебинаров, собраний, совещаний) по вопросам соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. |
Не реже 1 раза в год, по мере изменения обязательных требований |
Предупреждение нарушения обязательных требований законодательства, устранение условий и факторов, способствующих нарушению обязательных требований |
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере муниципального жилищного контроля с классификацией причин возникновения типовых нарушений обязательных требований и размещение утвержденного доклада о правоприменительной практике на официальном сайте контрольного органа в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня утверждения доклада. |
Должностные лица контрольного органа, уполномоченные осуществлять муниципальный контроль |
Ежегодно в срок до 1 июля года, следующего за отчетным годом обобщения правоприменительной практики |
Повышение уровня правовой грамотности и правового сознания контролируемых лиц |
3. |
Объявление предостережения |
Объявление предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемым лицам в целях принятия мер по предотвращению нарушения обязательных требований. |
Должностные лица контрольного органа, уполномоченные осуществлять муниципальный контроль |
В течение года (при наличии оснований) |
Минимизация возможных рисков нарушения обязательных требований |
4. |
Консультирование |
Проведение должностными лицами контрольного органа консультаций, в том числе в письменной форме, по следующим вопросам: 1) организация и осуществление муниципального жилищного контроля; 2) порядок осуществления профилактических мероприятий, контрольных мероприятий, установленных Положением о муниципальном жилищном контроле; 3) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц контрольного органа, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль; 4) получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется контрольным органом в рамках контрольных мероприятий. Консультирование осуществляется по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного мероприятия и не должно превышать 15 минут. Консультирование в письменной форме осуществляется в следующих случаях: 1) контролируемым лицом представлен письменный запрос о предоставлении письменного ответа по вопросам консультирования в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; 2) за время консультирования предоставить в устной форме ответ на поставленные вопросы невозможно. В этом случае ответ по вопросам консультирования дается в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». |
Должностные лица контрольного органа, уполномоченные осуществлять муниципальный контроль |
На постоянной основе |
Повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц |
5. |
Профилактический визит |
Проведение должностными лицами контрольного органа информирования контролируемых лиц об обязательных требованиях, предъявляемых к принадлежащим ему объектам муниципального контроля в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи |
Должностные лица контрольного органа, уполномоченные осуществлять муниципальный контроль |
Профилактические визиты подлежат проведению в течение года (при наличии оснований) в соответствии с графиком профилактических визитов, являющимся приложением 2 к настоящей Программе профилактики |
Минимизация возможных рисков нарушения обязательных требований, а также повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц
|
Приложение 2 к Программе профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в сфере муниципального жилищного контроля на 2023 год
ГРАФИК ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ВИЗИТОВ
Контролируемое лицо, в отношении которого планируется профилактический визит
|
Дата планируемого профилактического визита |
Дополнительная информация |